01:53-05.06.2003

Гюльчатай и пинкертоны

Министр Грызлов подписал приказ: отныне в России разрешено фотографироваться на паспорт в головном уборе.

Закрой уши, волосы, лоб, шею под самое "здрасьте" – и снимайся. Пусть потом стражи порядка чешут репу, сличая фото с оригиналом. Пусть ментура гаркнет как в кино: "%C3%83%C2%90%C3%82%C2%93%C3%83%C2%91%C3%82%C2%8E%C3%83%C2%90%C3%82%C2%BB%C3%83%C2%91%C3%82%C2%8C%C3%83%C2%91%C3%82%C2%87%C3%83%C2%90%C3%82%C2%B0%C3%83%C2%91%C3%82%C2%82%C3%83%C2%90%C3%82%C2%B0%C3%83%C2%90%C3%82%C2%B9!...html" Не покажем вам всего личика, не положено. Почему? Читайте Коран и все станет ясно.

Вы спросите: с каких это пор российская милиция стала руководствоваться священными текстами? Государство у нас светское, церковь отделена и т.д. Сто лет ходим с паспортами – ни один священник, ни один имам не возмущался. Епископ в митре, монах в клобуке, мусульманка в хиджабе – все исправно следовали единой милицейской инструкции: шапки прочь, строго анфас, если хочешь получить дубликат бесценного груза. Верующим, конечно, хотелось, чтобы для православных паспорта были с крестом, а для мусульман зеленого цвета, но всем выдавали безбожный – молоткастый и серпастый.

Раньше смирялись, Богу-богово, кесарю-кесарево. И вот лед тронулся. Верующие – десять мусульманок из Татарстана - активно вмешались в милицейские дела и, несмотря на возражения МВД, через Верховный Суд РФ добились права сниматься с покрытой головой.

Решение столичной Фемиды стало сенсацией. Обычно государство строго блюдет свои интересы. И если милиция говорит, что платки и шапки затрудняют идентификацию личности, голос профессионалов для суда важнее всего. На этот раз важнее оказались положения Корана и рвение десятка верующих. Прецедент создан. Как написал в интернете один ехидный наблюдатель, теперь в паспортные столы поступят миллионы заявлений граждан с требованием о замене паспортов по следующим основаниям: ортодоксальные мусульманки хотят быть на фото в парандже; православные - на фоне церковных куполов; йоги - вверх тормашками; афророссияне - на черном фоне (белый фон - проявление расизма); сатанисты - с козлиными рогами; мужеложники - в женском платье, при макияже; садомазохисты - в колючих ошейниках с поводком и т.д.

В своем стремлении учесть чувства мусульман Россия обогнала даже многие мусульманские страны. Борьба за хиджаб ведется на разных континентах, и в большинстве случаев власти относятся к рвению верующих с прохладцей. В Азербайджане, например, некоторые мусульманки даже отказались от гражданства из-за этого, но местная милиция и суд остались хладнокровны и непреклонны: черные платки перед фотографированием положено снимать. В Турции запрещено носить хиджаб в государственных учреждениях и учебных заведениях, не говоря уже о съемке для официальных документов. Аналогичную позицию заняли власти Франции. Не приветствуются черные платочки в Ливане.

Нам, конечно, ни Баку, ни Париж не указ. У нас на носу выборы в парламент, и партии «Единая Россия», которую возглавляет Борис Грызлов, позарез нужны голоса избирателей. Известно, что мусульманские республики голосуют особенно дружно. Может быть, именно в этом причина удивительной покладистости руководителя МВД? Подписывая исторический приказ, Грызлов подчеркнул, что он выступает за демократию, гражданские права и свободы, в данном случае – свободу вероисповедания. И то правда: разрешив «хиджабский паспорт», Россия стала вровень с такими чрезвычайно демократическими странами, как Саудовская Аравия и Судан.

Пройдут выборы, новый состав Госдумы примет закон, в котором будет четко прописано, в каком виде надо сниматься на паспорт, – и не исключено, что все вернется на круги своя. Тем мусульманкам, которые успеют получить паспорта с хиджабом, их оставят, закон обратной силы не имеет. А всем новым опять придется разоблачать голову. Шуму, конечно, будет много, но революции не ожидается: по данным социологов, из десяти миллионов женщин-мусульманок в России едва ли один процент придает столь принципиальное значение фотографии в паспорте.

Иными словами, вся история с хиджабом – не более чем политическая игра, в которой каждая сторона преследует свои корпоративные или партийные интересы. А верующие здесь используются в качестве фишек, надо – будут протестовать, надо – проявят смирение.

Сергей ПАВЛЕНКОВ


При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.