03:03-15.07.2003

Силовой диалог Владимира Путина

Власть настроена на пересмотр установившихся правил игры в свою пользу.

Встреча Владимира Путина с представителями российской элиты (руководством правительства, парламента, губернаторами и лидерами крупнейших общественных организаций) стала кульминацией конфликта вокруг нефтяной компании ЮКОС. Фактически президент предложил элите диалог на своих условиях, подкрепленный активизацией "силового" фактора.

Как президент, так и большая часть элиты сходятся в необходимости консолидации общества. Подчеркнув необходимость консолидации (о чем он говорил своем послании Федеральному собранию), Владимир Путин сказал, что поиск эффективных путей развития страны нужно вести в открытом диалоге, подчеркнув, что "при этом главное - опираться на высвобождение частной энергии и инициативы, обеспечение реальных гарантий собственникам и повышение профессионализма управленческих кадров". Слова о консолидации присутствуют и в письме РСПП в адрес президента, которое было передано ему в ходе встречи Аркадием Вольским. Однако условия консолидации стороны понимают по разному. Большому бизнесу нужны стабильность, предсказуемость отношений, отказ от силового давления. Для власти принципиален пересмотр установившихся правил игры в свою пользу.

В 2000 году, после первого серьезного конфликта власти с олигархами, были выстроены новые отношения между основными участниками политико-экономического процесса. Они заключались в отказе бизнеса от прямого давления на главу государства (система взаимодействия в форме консультаций была построена на признании безусловного верховенства президента), в доминировании государства в общенациональном информационном пространстве. Тем самым, медиа-магнаты Гусинский и Березовский утратили поддержку коллег по бизнес-сообществу, а затем и вынуждены были покинуть страну, лишившись контролировавшихся ими электронных (а Гусинский - и остальных) СМИ. В обмен на политическую лояльность бизнесу гарантировались защита от "силового" воздействия и отказ от пересмотра итогов приватизации.

Однако к 2003 году власть пришла к выводу, что компромисс на этих условиях исчерпан. Власть в жесткой форме атаковала одну из наиболее сильных и "продвинутых" нефтяных компаний страны - ЮКОС. Фактически поставлена под вопрос незыблемость итогов приватизации (формально их сомнению не подвергают). В конфликт втягиваются все новые участники - так, со слегка завуалированной критикой действий силовиков выступил премьер Михаил Касьянов. А в орбиту действий силовых структур втягивается и компания "Сибнефть" - одна из экономических основ Семьи. Показательно, что один из наиболее значимых "семейных" деятелей - Роман Абрамович - в последнее время явно свертывает деловую активность внутри России, что может быть связано с реальной оценкой им степени политических рисков для своего бизнеса.

Такое развитие событий связано с двумя основными причинами. Первая причина - недовольство президента ограниченностью имеющихся в его распоряжении ресурсов. Политическая лояльность бизнеса по отношению к президенту не распространяется на сферу экономического лоббирования. В результате бизнесу удается успешно блокировать любые попытки перераспределить финансовые потоки из ТЭКа в другие сферы - от обрабатывающей промышленности до социальной сферы. Три амбициозные задачи, которые были поставлены в президентском послании Федеральному собранию - удвоение ВВП, борьба с бедностью и модернизация армии - согласно президентской логике не могут быть решены без концентрации под его контролем основных финансовых потоков страны.

Однако пока что Путину не удается существенно продвинуться в этом направлении. Неудивительно, что на пятничной встрече он заявил, что считает чрезмерным лоббирование бизнес-кругами своих интересов в Государственной Думе. Путин поддержал идею обсуждения в Госдуме законопроекта о рентных платежах, однако не исключил вмешательства бизнес-структур в этот процесс. "Даже более мягкие вещи сегодня уже не проходят. Потому что те, кто не заинтересован в их прохождении, блокируют. И делают это эффективно", - заявил президент. Путин сослался на спикера Госдумы Геннадия Селезнева, который при личной встрече рассказал ему о деятельности представителей бизнеса в нижней палате при принятии экономических законов. "Вот мне Селезнев, я доверяю ему как председателю Госдумы, говорит: "Вы знаете, я молчал, и вы можете поверить в мою искренность и объективность. Просто уже тошнит, не могу уже больше сидеть. Кроме того, что и так тяжело, текущие дела, но то, что бизнес творит в зале, это просто переходит границы", - процитировал Путин Геннадия Селезнева. Видимо, имеется в виду "блокировка" целого ряда инициатив, направленных на перераспределение ресурсов в нефтяной сфере - от изменения налогообложения ТЭКа до замены лицензий на месторождения концессиями.

Вторая причина стремления пересмотреть условия компромисса - активность значительной части окружения президента, которая стремится к расширению своего влияния. В течение первого срока путинского президентства его выдвиженцам удалось занять ключевые посты в силовых структурах, но их экономический ресурс остается слабым по сравнению с возможностями компаний, сформировавшихся в ельцинское время. Есть основания полагать, что после объединения ЮКОСа и "Сибнефти" и возможного прихода в компанию иностранного инвестора, ресурс "старого" бизнеса только возрастет - как он возрос после сделки ТНК и "Би Пи". В этих условиях новые элитные группы оказываются в положении экономических аутсайдеров, что опасно для них не только в настоящем, но и в будущем - особенно на фоне заявления Путина о том, что он не намерен баллотироваться на третий срок (а ведь политическая карьера прямых выдвиженцев президента типа Сечина зависит сейчас только от президента).

Фактически речь идет о том, кто будет "принимать" приходящие в страну крупные инвестиции - либо сложившийся при Ельцине бизнес, либо государственная бюрократия. Здесь задачи президента, изложенные выше, "дополняются" амбициями части его окружения, которое стремится усилить собственные позиции за счет ослабления ресурсов конкурентов (так, ФСБ хочет усилить свое влияние на процесс приватизации оборонной промышленности). При этом очевидно, что экспансия бюрократии и силовиков носит объективно антимодернизаторский характер, угрожая инвестиционной привлекательности страны и встраиванию России в глобальную рыночную экономику. "Азиатские", жестко этатистские формы модернизации, которые многие силовики считают благом, в современной ситуации носят явно архаичный характер и на практике могут привести к свертыванию реформаторского процесса в России.

Чем дольше будет "раскачиваться лодка", тем более возрастают политические и экономические риски. Таким образом, президент-модернизатор объективно опирается на содействие наиболее архаичных и антизападно настроенных сил. Показательно, что конфликт "наложился" на появление в информационном пространстве инициатив, которые носят явно антилиберальный характер и могут привести к существенному негативному эффекту. Это и предложение спикера Селезнева (на которого президент ссылается как на надежный источник информации о работе парламента) о пересмотре итогов приватизации. И инициатива другого спикера Сергея Миронова о государственном регулировании информационных потоков, предусматривающая приоритет позитивной информации (иначе как цензурой это назвать сложно, хотя сам Миронов "открещивается" от этого слова).

В этой ситуации ЮКОС оказался в фокусе перекрещивающихся интересов. С одной стороны, компания стремится активно влиять на результаты парламентских выборов 2003 года. Различные акционеры ЮКОСа намерены финансировать избирательные кампании "Единой России", КПРФ, "Яблока", СПС - то есть практически всех партий, имеющих шансы на прохождение в Думу. Таким образом, лоббистский ресурс ЮКОСа еще более усилится. Помешать расширению влияния корпорации можно было только силовыми средствами, которые апробированы в ходе борьбы с медиа-магнатами.

С другой стороны, ЮКОС является не только одной из самых крупных компаний страны, но и объективным союзником "семейной" бизнес-группы (в связи с проводящимся объединением ЮКОСа и "Сибнефти". Силовая часть президентского окружения, конкурирующая с Семьей, нанося удар по позициям Михаила Ходорковского, тем самым, серьезно ущемляет интересы "семейных".

Впрочем, пока неясно, насколько антимодернизаторские силы смогут расширить свое влияние. На встрече с представителями элит Путин предложил механизм, который может позволить достичь компромисса - разумеется, при приоритете интересов главы гоударства. Президент предложил сегодня создать "компактную рабочую группу" по совместной работе властных структур и общественных организаций. По его словам, эту работу от администрации президента будет "организовывать и координировать" помощник президента Игорь Шувалов, близкий к Александру Волошину. Тем самым, роль "силовиков" объективно ограничивается - хотя неясно, насколько эффективно.

Президент считает, что такая рабочая группа нужна для того, чтобы "двигаться вперед, слышать друг друга". Теперь многое будет зависеть от того, насколько обе стороны смогут проявить готовность к компромиссу, отказу от расшатывания сформировавшихся в 90-е годы структур. Любое углубление конфликта (или принуждение бизнеса к фактической капитуляции) может привести только к усилению антимодернизаторских сил, враждебных самой идее встраивания России в сообщество развитых государств.

Алексей МАКАРКИН

Политком.ру


При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.