04:51-11.09.2003

Шире карман, автолюбитель!

Столь специфическая любовь к народу возможна только в России: изнасилование в интересах жертвы.

Правительство Касьянова проверяет наших автолюбителей на прочность. Входи, водила, отвечай за базар! Власть наезжает и раскручивает. "Водилы" стонут и раскошеливаются. И все это – в интересах потребителя. Столь специфическая любовь к народу возможна только в России: изнасилование в интересах жертвы.

В прошлом году повысили пошлины на иномарки старше семи лет. Одновременно ВАЗ повысил отпускные цены на 12 процентов. Среднее авто стало дороже на 900 долларов. При этом качество не меняется. Покупателю деваться некуда.

В этом году увеличили единый таможенный сбор с импорта легковушек в возрасте от 3 до 7 лет. Подорожание – от 20 до 50 процентов. За растаможку старого “Мерседеса” приходится платить больше, чем стоит сама машина. Одновременно ВАЗ уже дважды поднял цены – в марте и в мае. Качество прежнее.

Чего хотели? Защитить отечественного производителя. Чтобы миллионы людей забыли про импорт и пересели со старых иномарок на новые ВАЗы и ГАЗы. А уж наши производители от радости поднатужатся и переплюнут всех западных конкурентов.

Переплюнуть не вышло. Российские потребители, кто побогаче, пересели с подержанных иномарок на новые. Спрос на новые импортные авто сегодня бешеный: в этом году продали в полтора раза больше, чем в прошлом. А вот родная промышленность новых покупателей так и не нашла. Сидим в той же луже: ВАЗ сократил производство на 12 процентов, ГАЗ – на 30.

Что-то не так. Почесали головы в правительстве и родили новое решение: надо увеличить пошлины на новые иномарки. Одновременно ввели транспортный налог. Одновременно растут акцизы на бензин. Одновременно стало действовать обязательное автострахование. Шире карман, потребитель! Власти неустанно заботятся о твоих интересах. 20 миллионов российских автолюбителей в восторге от такой политики. И все это накануне выборов – в Госдуму и президентских.

В богатой Москве на такой грабеж реагируют сравнительно вяло. А вот в Находке, где чуть ли не каждая десятая семья завязана на торговлю иномарками, начали крушить “Жигули” ковшом экскаватора. Во Владивостоке поставили “ладушку” на постамент позора. В Калининграде выехали с плакатами типа “Касьянов, засуньте постановление себе в…!”

Горячий у нас народ, но отходчивый. Погудит-побузит и успокоится. Своей же выгоды люди не понимают. Вот министр экономического развития Греф объясняет: мы должны развивать отечественный автопром. За последние 70 лет это еще никому не удавалось, а у Грефа должно получиться. Потому что Греф хитрый и хочет кнутом и пряником (но больше кнутом) привести в Россию лидеров мировой автоиндустрии.

Логика простая: увеличим ввозные пошлины, закроем рынок для импорта готовой продукции - и тогда мировые автогиганты приползут к нам со своими миллиардами и наладят производство своих машин прямо здесь, в России.

Но автогиганты заранее предупреждают: российский рынок для их масштабов пока маловат. 100-150 тысяч иномарок в год – это мелочь. Строить заводы выгодно в Китае, в Индии, там миллионный спрос. А у нас население небогато, экономика привязана к мировым ценам на нефть, чиновники на каждом шагу требуют свою долю. Цена в 10 тысяч долларов – это минимум, с которого на Западе начинается нормальная машина, а у нас – роковой рубеж, предел массовой платежеспособности.

По замыслу Грефа, мы скоро насладимся недорогими российскими “Хондами” и “Фольксвагенами”. Но пока что “Фольксваген” предпочитает размещать свои предприятия в Бразилии и везет к нам свои немецко-бразильские машины.

Кто же выиграл от повышения цен? Как ни странно, японцы. Узнав, что у нас творится, они задрали автоцены на 500-800 долларов. Так что ажиотажный спрос накануне введения новых пошлин обернулся хорошим барышом для Страны восходящего солнца. За наш с вами счет, разумеется.

Выиграла таможня. Точнее, отдельные таможенники. Тысячи старых иномарок образовали на таможенных пунктах многокилометровые очереди. А где очередь, там король – тот, кто оформляет (продает, пропускает). Правило рыночное: не подмажешь – будешь ждать.

Выиграют, хотя и весьма относительно, ВАЗ, ГАЗ и проч. В конечном счете их машины теперь действительно самые дешевые. А потому спрос обеспечен хотя бы из-за того, что народ у нас небогат. “Волги” и “Жигули” оградили железным занавесом, законсервировали. С их пугающим качеством и устаревшими технологиями.

Правда, Россия вступает в ВТО, а значит – железный занавес рано или поздно придется поднимать. Лет через десять-двенадцать все члены ВТО должны свести ввозные пошлины до минимума. И Россия, подобно Дэвиду Копперфилду, откроет миру свой самый защищенный автопром. Эффект ожидается потрясающий. Но к тому времени благодарные потребители уже забудут, кто их больше всех любил, кто оборонял, как старались для них Касьянов, Клебанов, Греф, Титов и Каданников.

Сергей ПАВЛЕНКОВ


При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.