01:59-22.03.2004

Динозавры и хамелеоны

Главное - это внезапность. Сначала в Кремле огорошили Михаила Ефимовича, а потом дали ему список людей, с которыми предстоит работать. При этом многие министры словно с луны свалились.

Что было при Касьянове? И что стало?

Было 23 федеральных министерства, стало – 14, отлично! 7 госкомитетов – вообще упразднены, ура! Две федеральных комиссии – исчезли, туда им и дорога!

Было 11 федеральных служб и 7 агентств, стало… Вот тут начинаются чудеса. Число агентств и служб возросло настолько, что все прежние исчезновения и сокращения оказались полностью “компенсированы”.

Сегодня в России помимо министерств действует 31 служба и 25 агентств. Общая сумма чиновников высшей исполнительной власти ничуть не уменьшилась – было 65 глав министерств, агентств и служб, стало 70.

В зарплате никто не потерял. Президент Путин в своем указе о новой структуре правительства поручил правительству подготовить “предложения по установлению дифференцированной системы оплаты труда в целях сохранения кадрового потенциала и недопущения ухудшения материального положения федеральных госслужащих”. То есть был человек министром или вице-премьером, а стал главой какого-нибудь агентства, но оклад у него тот же самый, премии – те же, и расходы на него не сократились.

Вице-премьеров при Касьянове было шесть, остался один, зато у одного только руководителя аппарата в ранге министра Дмитрия Козака аж восемь (!) заместителей. И это не удивительно – ведь помимо того, что у нас столько министерств и ведомств, в самом аппарате правительства есть 14 департаментов и 8 управлений, которые эти министерства и ведомства курируют.

Увы, пока поменялись вывески, названия, окраска. Главный итог чисто внешний: сократилась численность самого кабинета, потому что агентства подчиняются не премьер-министру, а министерствам-монстрам. Теперь на заседаниях в кабинете Фрадкова – полный простор, зато в чиновных коридорах прежняя теснота.

Без меня меня женили

Некоторые назначения в правительстве Фрадкова выглядят, мягко говоря, странно. Самого Фрадкова упрекнуть нельзя: очевидно, что его министров определили за него – в Кремле. Юридически это нормально, министров у нас назначает глава государства, но чисто по-человечески выглядит как недоразумение. Сначала огорошили сидящего в Европе Михаила Ефимовича, а потом дали ему список людей, с которыми предстоит работать. Поэтому на вопрос о том, почему в новом правительстве нет ни одной женщины, премьер замялся: “Да я бы с удовольствием…” Дескать, что вы спрашиваете: неужели не понятно, что я тут с кадрами ничего не решаю?

Если раньше появление того или иного крупного руководителя было обосновано хотя бы фактами его биографии (успешной карьерой), то теперь министры возникают сами по себе, без всяких объяснений. Почему, например, министром природных ресурсов стал пермский губернатор Юрий Трутнев? Может, Пермская область чем-то ярко выделилась на общероссийском фоне? Или сам Трутнев с его увлечением каратэ и автогонками как нельзя лучше подходит для будущих баталий с нефтяными компаниями?

Практически ничего не известно о новом министре транспорта и связи Игоре Левитине. Служил в Вооруженных силах – где, не говорится, наверное, государственная тайна. Десять лет в бизнесе. И ни дня на административной работе. То есть человек свежий (это хорошо), но абсолютно не знакомый с тонкостями аппаратной жизни.

Столь же свеж министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов. Формально “под ним” теперь окажутся такие искушенные аппаратчики, как Швыдкой и Лесин. Но сам-то Соколов, их новый начальник, никогда в жизни не занимался государственным управлением. Он профессор, доктор искусствоведения, ректор консерватории, великолепно знает историю и теорию музыки, и вот теперь ему предстоит глубоко войти в циркулярно-распорядительную работу. Знал ли он вообще о том, что кто-то в Кремле определил его судьбу? Судя по всему, не знал, иначе не уехал бы в начале марта февраля в Японию, заседать в жюри на конкурсе молодых музыкантов, а постарался бы остаться в Москве, где ему теперь предстоят совсем другие заседания.

И еще один сюрприз – бывший глава пенсионного фонда России Михаил Зурабов, во многом ответственный за провал первого этапа пенсионной реформы, получил повышение – он стал министром здравоохранения и социального развития. Теперь Зурабов на все руки мастер - отвечает за здравоохранение, социальное развитие, спорт, туризм, обеспечение прав потребителей, прав трудящихся и решение проблем занятости.

Все на благо человека

Укрупнение министерств привело к тому, что одна структура занимается широчайшим кругом вопросов, в ее ведении все – от телескопа до булавки. Весь транспорт, железные дороги и всю связь замкнули на одну структуру – министерство транспорта и связи.

Появилась Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Что это за особая сфера “человеческого благополучия” и как за ней чиновники намерены надзирать – загадка. Известно только, что этой службе передаются функции департамента Госторгинспекции. И если раньше люди, инспектирующие нашу беспредельную торговлю, относились к Министерству экономики и торговли что, в общем, было логично), то теперь эту инспекцию передали в ведение Минздравсоцразвития России. Видать, торговля у нас такая, что контроль за ней должен быть поближе к тем, кто заботится о нашем здоровье.

Министерство налогов и сборов – само по себе огромное, потому что все мы налогоплательщики и всех надо “охватить” – превратилось в федеральную службу при Министерстве финансов. Казалось бы, тогда уж туда до кучи надо отнести и таможенный комитет – тоже занимается сбором казенных денег. Но нет, таможня почему-то перешла к Министерству экономики.

Но самое удивительное – то, что Министерство культуры и массовых коммуникаций отныне будет заниматься регулированием сферы межнациональных отношений. Видимо, авторы реформы посчитали, что все зреющие конфликты можно предотвратить с помощью газет, телевидения и подъема культурного уровня населения.

Редкостным динозавром стало министерство промышленности и энергетики. Оно будет заниматься всем – атомными станциями и космическими кораблями, нефтегазовыми делами и жилищно-коммунальной реформой. Этому же министерству отданы функции бывшего Госстроя, технологический надзор, регулирование и метрология. Дай Бог, чтобы после этого у наших строений не валились и горели крыши.

Валерий КУЗОВЛЕВ.


При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.