Персональная “Кривда”
Начальство в России страсть как любит почитать о себе хорошее. Светлый образ чиновника обходится народу в миллиарды бюджетных рублей.
Есть газеты для читателей – те, что живут за счет продажи тиража и рекламы. И есть пресса для начальства, она живет за счет щедрого бюджетного спонсорства. Дадут ли из казны деньги – зависит прежде всего от губернатора или мэра, которые в свою очередь убеждают местную Думу. Они – главные читатели и благодетели, с ними приходится “согласовывать” важнейшие материалы, их фото украшают газетные полосы.
Журналисты стараются. В прошлом году губернаторская “Смоленская газета” в одном из номеров ухитрилась опубликовать аж 34 снимка главы администрации Виктора Маслова. Из такого издания даже вырезать ничего не нужно – готовый фотоальбом на память.
Если б он выпускался на средства самого губернатора – то и ладно. Но в том-то и закавыка, что “светлые образы” начальства создаются за наш с вами счет. Это мы оплачиваем скучнейшие репортажи и отчеты со всякого рода официальных мероприятий. Официальный “орган” может быть сказочно дешевым, даже бесплатным, его могут любезно опускать в ваш почтовый ящик, но не спешите благодарить: на самом деле на эти издания уходят полновесные бюджетные рубли, собранные с налогоплательщиков. За наши деньги нам же морочат голову.
Масштабы финансирования на первый взгляд кажутся незначительными – где-то один процент от расходной части бюджета, где-то еще меньше. Однако в целом по России выходят миллиарды рублей. В Пензе около 7 миллионов рублей тратят на “свои”, официальные издания, но вот беда – они не пользуются особым спросом. Поэтому в бюджете заложено еще три миллиона на “информационное обеспечение деятельности правительства”. На эти деньги областное начальство размещает материалы в более популярных “коммерческих” газетах. В то же время здесь катастрофически не хватает средств на оборудование для областной станции переливания крови. Медики умоляют выделить им дополни тельно полтора миллиона рублей, официальные лица отвечают: денег нет.
В Великом Новгороде начальству срочно понадобились средства на областное телевидение. Откуда их взять? С миру по нитке – за счет “особо защищенных” социальных стат ей бюджета. Собрались народные избранники и постановили: отщипнуть от образования 225 тысяч рублей, от охраны здоровья населения 279 тысяч, от полуживого коммунального хозяйства 227 тысяч, - и так набралось 1,3 миллиона целковых. Телевизионная трибуна для чиновников готова.
Содержание официальных печатных органов во всех регионах с небольшими вариациями одно и то же. В Туле воспевают Василия Стародубцева, в Кирове Николая Шаклеина, в Хабаровске Виктора Ишаева. Власти Иванова – одного из самых бедных городов России, где около 40 процентов населения на грани выживания – щедро финансируют газету “Рабо чий край”. Главная ее тема – успехи городской администрации и лично мэра Александра Грошева. На эту рекламу в нынешнем году выделено более миллиона целковых. Для сравн ения: на целевую программу “Дети-инвалиды” здесь потрачено всего 70 тысяч рублей.
В Тюмени есть парламентская газета, на которую местные законодатели выделяют 12 миллионов рублей в год. Редакция – в помещении областной Думы, плата за аренду символическая. Материалы скучнейшие, но журналисты здесь горя не знают: зарплата у корреспондента – 10-12 тысяч рублей в месяц. Такой газете ни реклама не нужна, ни роста тиража, главное – правильно осветить героические депутатские будни.
Тут же еще два похожих издания - “Тюменская область сегодня” и “Тюменская правда”. В них постановления, указы, бесконечные славословия в адрес губернатора и других местных чиновников. Отслеживается каждый их шаг, подчеркивается неустанная забота о народе. Тиражи иногда искусственно раздуваются. По данным Счетной палаты, заявки на печать не учитывают реальной потребности, в результате десятки тысяч экземпляров не находят читателей.
В Костромской области беда: 170 школ находятся в зданиях, не соответствующих противопожарным нормам. Выделить бы на это 27 миллионов рублей – и проблема решена, дети в безопасности. Но дети могут и подождать. А вот 42 миллиона ушли из бюджета на поддержку официальных газет.
Театр абсурда: по всей России региональные власти стонут от нехватки денег – и одновременно тратят миллионы на изготовление “макулатурной” печатной продукции. В свое время для Ленина в Горках по заданию Сталина выпускался персональный номер псевдо-“Правды” – чтобы больной Ильич, читая газету, не волновался. У нас таких персональ ных “Кривд” по России многие десятки: наши избранники страсть как любят почитать о себе хорошее.
Впрочем, дело не только в тщеславии. Сотни кормящихся от казны газет – серьезный политический резерв, часть административного ресурса. Как только приближается предвыборная кампания – послушные СМИ единым фронтом выступают за кандидата от власти. Кто платит за музыку, тот и определяет репертуар.
Борис ШИРОКОВ.