05:29-05.08.2004

Алена-ага

Иркутск. Бурятия – одно из немногих мест, где сохранился матриархат. Решающее слово в семье принадлежит женщине. Алена Хандуевна Огдонова - старейшина древнего рода. "Курю я с двенадцати лет и вино тогда же впервые попробовала, – рассказывает она. - А так хорошо сохранилась потому, что всю жизнь работала".

Гостей здесь встречают чашей с молоком. В ней надо смочить два пальца правой руки, большой и безымянный. Трижды побрызгать на землю и немного отпить – за здоровье бурятских богов.

РОДОВАЯ ТРУБКА

Алена Хандуевна Огдонова – старейшина древнего рода. Живет в небольшом бурятском поселении на острове Ольхон, что в самом сердце Байкала, в Иркутской области.

Алена-ага (ага – по-восточному «мудрая бабушка»), как называют ее в деревне, забивает родовую трубку табаком. Держится при этом с достоинством, но смотрит лукаво.

– Курю я с двенадцати лет и вино тогда же впервые попробовала, – рассказывает она. – В наших краях все так рано начинают. Родители вполне нормально относятся, греха в вине-табаке нет никакого. У нас ведь и то и другое самодельное. Экологически чистые байкальские продукты влияют на организм положительно, не то что российские покупные. Может, я благодаря им и живу так долго. А может, из-за пищи, которую ем.

Говор у Алены-ага необычный, этакая гремучая смесь русских и бурятских слов, не сразу и поймешь, что хочет сказать. Стоящая за спиной бабушки невестка Вера переводит некоторые не особенно понятные слова. От нее же узнаю, что Елене Хандуевне почти девяносто. В это особенно трудно поверить – выглядит она моложе как минимум лет на двадцать.

– Да я всю жизнь работала, видимо, поэтому так хорошо и сохранилась, – смеется бабушка. – Утром раненько встанешь, детей в школу отправишь, мужа на работу. Он у меня в рыбхозе работал и еще на охоту часто ходил. А я целый день на пастбище или по хозяйству. А еще выделка шкур, огород – все на мне. Это ведь лет двести назад наш народ кочевым был, теперь успокоились, осели, жилища свои обрели, вот и приходится вертеться по дому.

Дом у старейшины рода – единственный во всей деревне – построен с соблюдением народных традиций и обычаев – восьмиугольная юрта из досок, пирамидальная крыша. Над дверью снаружи висят оленьи рога, для отпугивания злых духов и людей с нехорошими помыслами. В юрте всего одна комната. Алена-ага говорит, что раньше буряты жили по пословице: дом должен быть маленьким, а стол большим. Маленький дом для того, чтобы не тратить слишком много времени на уборку. А стол большой – для многочисленных родственников.

– Сейчас в нашей жизни многое изменилось, – продолжает моя собеседница. – Нельзя сказать, хорошо это или плохо. Время просто вперед идет, а как же, по-другому нельзя. Жаль только, что детей мало рожать стали, ну да это понятно, денег мало. Хотя мы в свое время их и в руках не держали, рыбой да мясом рассчитывались. А в основном жили натуральным хозяйством, даже одежду шили сами.

40 внуков

Бабушка Алена рассказывает, что замуж бурятки испокон века выходили по любви. В отличие от других восточных народов, руководствующихся расчетом по родительскому сговору. Родители в жизнь детей не вмешивались, так, советовали только. А у Алены Хандуевны папа с мамой погибли, когда девушке едва исполнилось семнадцать. Через год она познакомилась с парнем из соседнего поселения, своим ровесником, а еще через два месяца сыграли свадьбу. У Огдоновых родилось 15 детей, у всех уже свои семьи. Внуков у бабушки Алены сорок и семь правнуков.

– Я вот сейчас смотрю на своих детишек, тех, у которых уже свои дети, как они над ребятишками трясутся – ужас, – возмущается бабушка. – Ветерок подул, уже «Ой, как бы не заболел, не простудился». Да мы в свое время о таких нежностях и не думали. Женщина идет овец пасти, а малышей всей кучей дома оставляет. Декретных отпусков ведь не было. Случалось вообще, что женщина прямо на пастбище рожала. Покричит кого-нибудь с соседнего холма, чтобы младенцу пуповину помог перевязать. Потом встает, маленького водой из речушки сполоснет, в тряпку завернет и спать в траву укладывает. Только на закате идет с ним домой. А на следующий день снова в поле, малыша оставляет на старших.

Любовь-морковь и страсти-мордасти

По сей день жители небольших бурятских селений дают новорожденным два имени. Одно русское, его вносят в свидетельство о рождении. Другое же обязательно должно быть неблагозвучным, для отпугивания болезней. Своего рода местная родовая панацея. Но обидная – с русской позиции! Так, например, имя второго сына бабушки Алены Бориса в переводе с местного языка звучит как «баран», так его дома и зовут.

В некоторых селениях живут буряты по имени Глупец, Уродина, Попа. Есть и более крепкие словечки. Перечисляя их, Алена-ага лукаво смеется – довольна произведенным впечатлением – и в выражениях при этом особо не стесняется. В глазах пляшут чертики, табачный дым выходит, подрагивая, из ее ноздрей веселой струйкой.

– Любовь? – задумчиво тянет она. – Ну, понравились друг другу, потом обнялись и спать легли. Вот и вся любовь. Если хорошая она, будут дети, боги дадут. Если же плохая, то даже не жди.

Да, на Большой земле разводы сейчас часто случаются. У нас не было такого и нет. Как говорится: два барана дрались-дрались, да оба шеи сломали. В любой ссоре двое страдают. А вообще-то, по-хорошему, прежде чем жениться – замуж собираться, надо шамана позвать, местного колдуна. Он погадает на водке да на бараньей лопатке, сложится с человеком жизнь или лучше сразу разбежаться. Шаман никогда не ошибается. И еще один секрет раскрою: работать надо, а не страсти-мордасти разводить. Ссоры да разводы тогда только происходят, когда двум людям делать нечего. У нас как было? Муж да я целый день вертимся: он в море, я в поле. Вечером встретимся, он мне: птичка ты моя. Поедим –

и спать. И то, что он водки много пил, нисколько нам не мешало. У нас в Сибири погода странная, переменчивая, как настроение у какой-нибудь барышни. В такой ситуации, говорят, без ста граммов о любви даже речи быть не может.

Хорошая традиция

Вообще, отношение к спиртному на Байкале само по себе достаточно любопытное.

Дело в том, что по всей Бурятии стоят столбы с ленточками высотой где-то в человеческий рост. Называются они бурханы и посвящены местным духам. Проходя мимо такого столба, надо обязательно остановиться. Положить какую-то вещь с себя (пуговицу, монетку) и обязательно выпить вина или водки.

Считается, если этого не сделать, удачи в делах не будет, боги не позволят. Поэтому некоторые местные жители настолько сроднились с этим правилом, что бутылочки с сорокоградусной носят с собой. А так как бурханов в той местности много, то и пьют люди довольно часто.

Впрочем, этот факт не мешает им ни оставаться гостеприимными, ни долго жить.

Виктория Катаева, Иркутская область


При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.