10:35-14.09.2004

200 долларов за обнаженку

Обычно актеры стесняются говорить о том, как работали дублерами. Их можно понять - работа незавидная. В лучшем случае снимут спину, в худшем - покалечат на съемках, если дублер выполняет роль каскадера. Да и оплата незавидная - 150-200 долларов в день, а времени и сил требуется столько же, сколько на нормальную полноценную роль.

В Голливуде дублер — такая же работа, как и любая другая, но славы, как правило, она не приносит. Если только посмертно. Например, родственники Уильяма Тэффни, дублировавшего актера Дэвида Морса на съемках “Доказательства жизни” и погибшего под колесами грузовика, подали в суд на Warner Bros., обвиняя съемочную группу в недостаточных мерах безопасности на площадке. Или, например, Крису Коламбусу пришлось открыто признать, что в большинстве сцен первого “Гарри Поттера” в роли Альбуса Дамбльдора снимался не 70-летний Ричард Харрис, а дублер. По той простой причине, что Харрис был слишком стар, чтобы выдерживать многочасовые съемки, и снимался сам в основном в тех сценах, где его персонаж сидел. А вот режиссеру Эдриену Лайну дублерша Лолиты в одноименном фильме спасла репутацию. Во время съемок этой картины актриса Доминик Суэйн была слишком мала, чтобы сниматься обнаженной, и блюстители нравственности грозились засадить Лайна за растление малолетних. Но тут вовремя нашлась дублерша, чье тело и фигурирует в объятиях Гумберта (Джереми Айронс).

Но в Голливуде бывают и другие дублеры — ростом, весом, комплекцией и цветом волос похожие на актеров, занятых в фильме. На них устанавливают свет, с ними репетируют сцены и отрабатывают движения актеров. Чтобы звезда не перетруждалась на площадке, дублеры делают за нее всю грязную работу. А Тому Крузу или Николь Кидман остается только войти в кадр и заработать еще пару миллионов.

Лишь каскадеры — самая привилегированная секта, составляющая львиную долю славы звезд. Ведь зрители, глядя, как Том Круз или Джон Траволта бьются в автомобилях, прыгают в пропасть и покоряют вершины мира, верят, что за гонорар в несколько десятков миллионов можно и из кожи вылезти. Звезды на этот счет другого мнения и рискуют лишь в самых крайних случаях — и трюки, опасные для жизни, как правило, не выполняют. Их делают каскадеры, которые и учредили собственную награду за лучшие достижения на этом опасном поприще.

В России же все иначе. В большинстве случаев дублеров находят буквально на улице, платят сущие копейки, и лишь профессионалам — актерам, моделям или танцовщицам — за работу дублера платят 150—200 долларов за съемочный день. Что, конечно, по мировым расценкам — насмешка, а не гонорар. Минимальная сумма, которую может получить участник съемочного процесса, составляет 800 долларов. У нас максимальная ставка — 300 “зеленых”. Примерно столько получают дублеры иностранных звезд, снимающихся в Москве. И у Мэтта Дэймона (“Превосходство Борна”), и у Тары Рид (“Теневой партнер”) во время московских съемок были такие дублеры.

Что же касается съемок обнаженной натуры, то и здесь и там все устроено примерно одинаково. Только у нас бардак (особенно в сериальном конвейерном производстве), поэтому актрис дублируют все кому не лень. А там порядок — поэтому у актрисы-звезды для съемок откровенных сцен есть сразу несколько дублерш. От одной — грудь, от другой — бедро, от третьей — ножка. Но многие любят все делать самостоятельно. Деми Мур, например.

В России дублершами актрис в откровенных сценах становятся модели: тело у них красивей, а большего и не надо. Их услуги стоят в среднем 200 долларов за съемочный день. Безусловно, бывают сцены, в которых дублер ничем не может помочь, — и тогда обнаженной снимается актриса. Некоторым это нравится, некоторые соглашаются показать лишь обнаженное бедро, некоторые готовы сняться топлесс, некоторые предпочитают специальную одежду, прикрывающую самое дорогое. И каждый случай — как в России, так и в любой другой стране — должен быть четко оговорен в контракте.

Юлия Семина, актриса, дублировала Ренату Литвинову в фильме “Богиня”:

— Я профессиональная актриса, и меня пригласили сначала на роль в “Богине”. После знакомства, взаимных симпатий Рената решила дописать мою роль. Мы действительно очень похожи, а история такая — про превращения, миражи. И она предложила использовать меня как двойника, поскольку и роль моя изначально была ролью двойника.

Но, к моему сожалению, Рената отказалась от этой идеи. Она творческий человек и в процессе съемок сократила мою роль. В результате я помогала ей работать с актерами, была ее дублером. Работала за кадром как актриса, а потом Рената входила в кадр и повторяла мой рисунок роли. Вот и получилась у меня такая роль актрисы-невидимки.

Анна Герм, актриса, сериал “Черный ворон”:

— Особенность российского кинопроизводства в том, что продюсеры до последнего надеются, что актриса снимется обнаженной, что ее можно будет уговорить.

На съемках сериала “Черный ворон” у меня была подобная ситуация. Я заранее предупредила, что обнаженной в кадре не появлюсь. И тут пришло время первой постельной сцены у моей героини — Татьяны Лариной. Режиссер начинает мне объяснять, что и как я должна делать. Я отказываюсь, говорю, что ни при каких обстоятельствах этого делать не буду. На следующее утро на площадке были две дублерши, найденные буквально на улице. Но одна была не моей комплекции — пышная девушка, да еще и на голову ниже. А вторая подходила. Я с ней познакомилась, стала объяснять свою роль. Но тут подходит режиссер и говорит, что она ему не нравится. Все лихорадочно ищут другую девушку, обзванивают знакомых. К счастью, быстро нашли еще кого-то, кто согласился сразу же приехать. Дублерша устроила режиссера, ее моментально загримировали и — с лету в кадр.

Но уже ко второй сцене режиссер, поняв, что ему меня не уговорить и я не соглашусь сниматься обнаженной, заранее пригласил профессиональную дублершу — модель.

Я считаю, это не комплексы, а профессиональная позиция: если режиссер сможет аргументированно объяснить, что это необходимо, я готова. Когда я отказываюсь сниматься топлесс, мне часто говорят: “А многим актрисам нравится”. Что ж, каждый сам выбирает.

Кирилл Мугайских, актер, дублировал Мэтта Дэймона в фильме “Превосходство Борна”:

— Меня пригласило агентство “Тритэ”, которое работало с американской стороной над этим фильмом. Американцам нужен был актер, похожий на Дэймона. Меня пригласили в гостиницу “Метрополь” — у них, оказывается, такая практика; долго на меня смотрели, ходили вокруг, обмеряли, расспрашивали, а потом позвонили. Сказали, что через два дня съемка, нужно мерить костюмы, пробовать грим, подстричься. Дали даже диск с первой частью фильма. Они вообще очень тщательно ко всему подходят, проверяют все мелочи. Я снимался лишь в одной сцене — проход Дэймона из поезда по Киевскому вокзалу, но на это ушел почти целый день. И три часа репетировали со мной эпизод, где он ранен и рвет на себе рукав, — тоже очень долго, все примеривались, как будет лучше и естественней.

Вообще возникло ощущение, что американцы хотели на нас сэкономить. Когда мой агент сказал, сколько стоит мой съемочный день, они отошли в сторонку, зашушукались. Но я ведь артист, а не модель. Там надо было прихрамывать, им нужен был человек, знакомый со съемочным процессом, и за него необходимо платить иначе, чем за того, кто просто ходит туда-сюда. И меня, конечно, поразило, как высокопрофессионально они все делали — выверяли все детали и просто великолепно работали с массовкой. У нас я такого не видел ни разу.

Московский Комсомолец


При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.