01:16-08.10.2004

14 повелителей ада

Пытаясь представить себе дьявола, мы рисуем в нашем воображении воняющее серой отвратительное существо с хвостом, рогами и копытами. Однако на самом деле Сатана вовсе не похож на противного монстра.

Нет такой религии, в которой не нашлось бы места для Сатаны. Древние египтяне верили в злого духа Сета, финикийцы — в Ваала, зороастрийцы — в Ахримана. В иудаистской религии дьявол появился, после того как евреев сослали в Вавилон (VI век до н. э.). В ветхозаветном Пятикнижии говорится о нескольких ангелах, восставших против Бога Яхве. Апокрифическая «Книга Еноха» (патриарх Енох жил до Всемирного потопа) дает более подробные сведения. Там сказано, что группа непокорных ангелов под предводительством Сатаны спустилась с горы Эрмон, чтобы соединиться с земными женщинами, но была разбита верными Яхве ангелами-мстителями. Сатане же было предписано оставаться на земле и властвовать над людьми.

Что касается Люцифера, то, как утверждает другой апокриф — «Книга секретов Еноха», он был низвержен в бездонную пропасть за то, что «возмечтал вознестись на своем троне в заоблачную высь».

Как известно, пагубную роль в судьбе Адама и Евы сыграл змей, который в иудаизме символизирует силы зла. Однако в Ветхом Завете ничего не говорится о принадлежности коварной рептилии к адской нечисти. Только в Евангелии от Иоанна сказано, что змей-искуситель был «дьяволом и Сатаной».

— Дьявол не упоминается в Ветхом Завете, возможно, потому, что Яхве выступает в качестве и доброго Бога, и злого гения, — говорит «биограф» Сатаны французский историк Жорж Минуа. — В самом деле, по своей жестокости библейский Бог напоминает кровожадных восточных божеств. Например, он приказал истребить врагов своего народа, который сам же и подверг тяжелейшим испытаниям. Кроме того, он без всякой причины преследовал Иакова и пытался убить Моисея. Сатана же фигурирует в Библии только как посланец Бога и как проводник его воли. Любопытно, что в иудаизме отсутствует понятие ада — после смерти абсолютно бесчувственные человеческие души отправляются в шеол (что-то вроде склада) без какой-либо перспективы на перемещение в низшие или высшие сферы.

В Евангелии Сатана-Антихрист представлен как носитель абсолютного зла и упоминается 188 раз. Именно он искушает в пустыне Христа и внушает Иуде мысль о предательстве Иисуса. Если в Ветхом Завете зафиксирован только один случай экзорцизма, то в Евангелии описаны случаи исцеления Иисусом многих больных, одержимых дьяволом. Кроме того, в отличие от Ветхого Завета в Евангелии говорится об аде — геенне огненной.

В раннем христианстве отцы церкви любили пускаться в рассуждения о падших ангелах и о том, что ждет дьявола, если он не покается. Многие ученые мужи ломали голову над тем, как выглядит Сатана и вообще имеет ли он плоть.

В Средневековье, когда богословы пришли к выводу, что у Сатаны все же есть тело, появился образ получеловека-полузверя с рогами, хвостом, огненными глазами, копытами, крючковатым носом, козлиной бородкой, огромным фаллосом и крыльями, как у летучей мыши. С XIII века до Новейших времен имя Сатаны звучало на каждом шагу — люди боялись попасть в его лапы, священники стращали им прихожан. Отцам церкви, объявившим язычников и еретиков порождением дьявола, повсюду мерещились сатанисты с их развратными оргиями и кровавыми ритуалами. В 1230 году в Германии началась охота на ведьм, а спустя несколько лет была обнародована папская булла, в которой говорилось о том, что в ночи полнолуния сатанисты устраивают шабаши с участием самого дьявола.

— Чтобы удовлетворить любопытство граждан, — говорит Минуа, — богословы писали научные трактаты с подробным описанием всех приспешников Сатаны — демонов. А инквизиторы получали от церковных иерархов специальные инструкции по борьбе с дьяволом. В 1486 году вышел самый знаменитый антисатанистский труд — «Молот ведьм», в котором были изложены все способы обнаружения у кого-либо дьявольской отметины и усовершенствованные методы разоблачения ведьм, колдунов и сатанистов. Например, предлагалось применять пытку водой — считалось, что ведьма в ней не тонет. В результате таких методов расследования в XVI—XVIII веках было казнено 60 тысяч «слуг дьявола» (в основном «служанок»).

В XVIII веке эпатаж вокруг дьявола пошел на убыль — его боялись не больше, чем какой-нибудь Бабы-яги или Кощея В 60-е годы прошлого века — в период бурного роста числа сатанистских сект, христианские богословы трактовали дьявола как некую абстракцию, символизирующую зло во всех его проявлениях. Однако в 1972 году папа Павел VI отверг такую точку зрения и заявил, что Сатана действительно существует. Следующий папа — Иоанн Павел II придерживается того же мнения и постоянно предостерегает христиан от дьявольского искушения.

В катехизисе католической церкви от 1992 года официально подтверждается существование Сатаны, а также резко осуждается «чуждое христианской культуре воспроизведение образа дьявола в литературе и искусстве в том обличье, в котором его было принято изображать в прошлые века» — то есть с рогами, копытами и хвостом. Кроме того, катехизис предписывает священникам ожесточенно бороться со всеми проявлениями сатанизма и любыми средствами спасать тех, в кого вселился дьявол.

"Мегаполис-Экспресс"


При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.