Несостоявшийся зять кремлевского горца
Сердцеед и жуир, он считал, что ему все дозволено, даже роман с дочерью всесильного "лучшего друга всех кинематографистов". Но тот дал понять, кто в доме хозяин… В памяти "широких масс" молодого российского народонаселения его фамилия осталась благодаря известной песне Владимира Высоцкого "Антисемиты".
Советский многонациональный и нерушимый народ всегда любил кино и его деятелей. На кухнях он (народ) периодически перемывал косточки знаменитостям. Особливо тем, с которыми были связаны разные любовно-общественно-политичекие истории. К таким личностям относился и герой этой заметки. Звали его Алексей Яковлевич Каплер. Он был автором сценариев фильмов “Ленин в Октябре”, “Ленин в 1918 году”, “Полосатый рейс”, “Человек-Амфибия”, etc. В эти дни (по одним данным – 10-го, по другим – 11-го октября) ему исполнилось бы 100 лет. Сердцеед и жуир, он считал, что ему все дозволено, даже роман с дочерью всесильного “лучшего друга всех кинематографистов”. Но тот дал понять, кто в доме хозяин…
Теперь в памяти “широких масс” молодого российского народонаселения эта фамилия осталась благодаря известной песне Владимира Высоцкого “Антисемиты”. Помните, герой песни, решил узнать, кто такие семиты. И выяснил, что:
Средь них – пострадавший от Сталина Каплер,
Средь них – уважаемый мной Чарли Чаплин,
Мой друг Рабинович и жертвы фашизма,
И даже основоположник марксизма.
Среднее поколение, надеюсь, помнит Алексея Яковлевича по замечательной телепередаче “Кинопанорама”, которую он создал и стал первым ведущим. Ну, а славные ветераны согласятся со мной, что в свое время Каплер считался если не классиком и колоссом, то “матерым человечищем” – точно.
Однако давайте по порядку. Родился Каплер, как я уже сказал, ровно 100 лет назад в Киеве, где и стал актером, а в 1920 совместно с Сергеем Юткевичем и Григорием Козинцевым организовал театр “Арлекин”. В кино пришел в 1926 году. Снимался в нескольких фильмах, например, “Шинели”. В 1929—30 ставил культурфильмы (картины, популяризировавшие различные отрасли науки и техники) по собственным сценариям. Потом стал писать сценарии художественных фильмов: “Три товарища”, “Шахтёры”, а также уже не к ночи помянутые – “Ленин в Октябре” и “Ленин в 1918 году”, положившие начало воплощению образа Ленина в кино. (В скобках отметим, что, выдумывая байки про доброго дедушку Ильича, у которого сбежало молоко, сценарист не ведал, что попадет под пресс созданного верными ленинцами репрессивного аппарата).
Вдохновленный революционной тематикой и пафосом гражданской войны, Каплер пишет другие сценарии, в том числе, приключенческого “Котовского”. Казалось бы, пиши, выдумывай, пробуй, получай деньгу, ордена и премии. Но его потянуло на дам-с… Причем, на самых знаменитых. Есть свидетельство, что “красавец-плейбой, наделенный сумасшедшим мужским обаянием, Алексей Каплер действительно был знаком со всеми принцессами и королевами красоты тех лет”. Поначалу к его похождениям в верхах относились спокойно и даже иронически: сами, небось, не без грешка. Но в сорок лет, будучи почтенным женатым человеком, он вдруг увлекся 16-летней дочерью Сталина Светланой Алилуевой. Коба возмутился. Но не несовпадением в возрасте (в свое время он сам соблазнил мать Светланы с точно такой же разницей: ему было 40, а Надежде Аллилуевой – 16 лет). И, пожалуй, даже не тем, что у Каплера было плохо с “пятым пунктом”. Историки пишут: “В семье у него (Сталина – П.П.) было много проблем с мужьями и женами его близких родственников, которые были в браке с евреями. Но он всегда рассматривал конкретно саму проблему без привязки ее к национальности. Как человек Каплер Сталину, несомненно, нравился. Он был одним из создателей фильмов, где Сталин был изображен вторым после Ленина деятелем партии… Но как отец Сталин категорически не хотел, чтобы у его дочери были близкие отношения с этим человеком”.
Каплера через работников госбезопасности не раз предупреждали, чтобы он перестал кружить голову 16-летней девушке. Но дамский угодник дружеских советов не послушал, за что и был отправлен в ссылку в Воркуту на 5 лет. Потом еще и добавку схлопотал.
Но “горбатого” могила (сиречь, Сибирь) не исправила. Даже упрятанный туда аж на два срока, как "социально опасный элемент", он не успокоился. В Воркуте его ждала новая страстная любовь. Обратимся опять к биографам: “Там он числился "в придурках" – бегал по городу с фотоаппаратом. В лагере Каплер имел небольшую комнатку – лабораторию, где печатал фотоснимки и встречался с примой Воркутинского театра Валентиной Токарской. Звезда Московского мюзик-холла 30-х годов, героиня протазановских "Марионеток", первая красавица столицы отбывала срок за то, что в самом начале войны попала в плен. В Воркуте она была зачислена в местный театр, где с успехом играла лучшие роли своей творческой биографии. Каплер предложил ей руку и сердце, и Валентина Георгиевна не смогла отказать. Она проводила в его каморке многие часы свободного времени, а при обысках убегала через потайную дверцу в шкафу. Когда у Каплера кончился срок, он отправился в отпуск, но вновь нарушил строгое предписание – заехал в Москву, что категорически запрещалось ссыльным. Алексея Яковлевича арестовали и отправили теперь уже в Инту. Там Каплер собрался наложить на себя руки. Его спасла Токарская. Ее письма, полные нежности, любви и безумной эротической страсти, буквально вытащили Каплера из петли. Они встретились лишь в 53-м”.
“А что же кино?” – спросит серьезный читатель. Виноват, отвлекся. К своему любимому искусству Каплер, конечно, вернулся. Причем, судя по всему, он вовсе не унывал и не стал писать мрачные, трагические сценарии. Следующая картина по его сценарию лирическая драма “За витриной универмага” была снята уже через 2 года после “дембеля” в 1955 режиссером С.Самсоновым. Ну, а если я назову еще и абсолютных лидеров проката – “Полосатый рейс” да “Человека-амфибию”, то станет окончательно ясно, что Каплер не утратил своих способностей и находясь во временной зонной отлучке. Кстати, те, кто помнит 60-е и 70-е, отмечают, что Алексей Яковлевич оставался "неблагонадежным" и в застойные годы. “Любимая народом "Кинопанорама" была настоящей пороховой бочкой для руководящих органов – постоянно приходилось держать ухо востро: темы и сюжеты передачи, подбираемые командой Каплера, бывали слишком вольны и "ширпотребны". Маститые кинематографисты в гостях у обаятельного, седовласого драматурга слишком раскрепощались. Да и гости порой приходили не слишком "угодные". Поэтому "Кинопанорама" частенько выходила в урезанном виде”.
“А что же любовь? – задаст вопрос лирически настроенный читатель. -Неужели “под занавес” чувства испарились?” Конечно, нет! Более того, в жизни Каплера появилась новая “самая светлая и трагическая любовь Юлия Друнина. Оставив семьи ради этого брака, они буквально не могли надышаться своей любовью. Классическим стал эпизод, связанный с возвращением Друниной из какой-то загранкомандировки: Алексей Яковлевич помчался встречать ее в Брест, так как дожидаться жену в Москве он уже не мог”.
Не дожив месяца до своего 70-летия Алексей Каплер умер. Спустя 12 лет Юлия Друнина покончила собой. Но, как пишут биографы, “прежде чем закрыть окна дачи и пустить газ, она дописала книгу, одна из глав которой стала признанием любви к Алексею Каплеру. Поэт, секретарь Союза писателей, депутат Горбачевского созыва, она не стала налаживать новую семейную жизнь. С уходом Каплера ее жизнь лишилась того стержня, который был главным смыслом, основой, светом. По завещанию Алексей Яковлевич похоронен в Крыму. Юлия Друнина завещала похоронить ее рядом с мужем”.
Думаю, что за эту великую любовь Всевышний простил ему и Ленина, и Сталина, и десятиклассницу Аллилуеву…
Newsinfo.ru