10:13-22.06.2004
«Мы опять наступили на грабли» Бывший премьер-министр Чечни считает, что ситуацией в республике сегодня управляет не Москва, а «служба безопасности» покойного Кадырова. Наша справка Михаил Викторович Бабич родился в 1969 году в Рязани. Закончил Рязанское высшее военное командное училище связи Воздушно-десантных войск. Уволился из армии в звании капитана, работал в бизнесе, одновременно учился в Московском институте экономики, менеджмента и права. Работал заместителем губернатора Московской, затем Ивановской области. В ноябре 2002 года был назначен премьер-министром Чеченской Республики. Но с президентом Кадыровым, по общему мнению, он не сработался. Сейчас М.В.Бабич депутат Государственной Думы РФ от Ивановской области, заместитель председателя думского Комитета по обороне. Кто мог спасти Кадырова - Михаил Викторович, вы недавно заявили, что после убийства Ахмада Кадырова обстановка в Чеченской Республике серьезно дестабилизирована. Но по телевизору показывают мирный труд чеченских селян, поезд вот начал из Грозного в Москву ходить. Разговор с М.В.Бабичем состоялся до нападения боевиков на Ингушетию (прим. редактора) - Не хочется опять выступать в роли недоброго пророка, но приходится. Еще задолго до взрыва в Грозном мы информировали Кадырова, что под видом сдавшихся боевиков к нему в личную охрану внедряются люди с целью его ликвидации. К сожалению, он нас не слушал. Я тогда еще предупреждал, что или мы стоим на грани вооруженного конфликта, или произойдет теракт с ликвидацией лидера республики. - На грани вооруженного конфликта кого с кем? - Для конфликтов там масса предпосылок. Для нас не новость, что за последние полтора-два года так называемая служба безопасности президента Чечни стала самостоятельным фактором политической жизни республики. Нам возражали: слушайте, это всего лишь охрана. Но ведь надо понять, кто это такие. Зачастую это профессиональные боевики, которые сдались кто год назад, кто полгода назад. У них у всех одно и то же прошлое, одни и те же навыки, одна и та же идеология. - А в Чечне вообще много молодых здоровых мужчин, у которых есть навыки обращения с оружием и которые не были при этом в боевиках? Кого Кадыров должен был набирать в охрану? - Там есть, конечно, люди, которые не были в боевиках. Хотя на самом деле отделить их друг от друга достаточно сложно. Существуют родственные связи, существуют тейповые связи, существуют узы, которые обычному россиянину непонятны. И от того, что один был в лесу, а у другого была задача легально находиться среди федералов, ничего не меняется. Нужно было понять, что охрану президента Чечни и высших должностных лиц республики должны обеспечивать российские специальные подразделения, специально для этого подготовленные и несущие в том числе уголовную ответственность за их безопасность. Вместо этого мы дали возможность создать по сути дела армию, о которой долгое время говорили, что она локальная, управляемая и ничего не решает. Но как только произошел теракт 9 мая, как только начались первые переговоры о преемнике, стало очевидно, что все крутится вокруг одного фактора: кого поддержит служба безопасности - тот и сможет реально управлять. - Сколько людей в этой службе безопасности? - Кто называет шесть тысяч человек, кто называет 20 тысяч. - 20 тысяч? - Их же никто не считал. Шесть тысяч - это те, кто официально стоит сегодня под ружьем. А кто считал боевые группы, которые находятся в населенных пунктах? А часть боевиков, которая легализована в чеченской милиции? Кто сегодня за этих людей отвечает, кто знает, чью команду они будут выполнять? Кого слушает Путин - Что вы думаете об амнистии боевиков? - Амнистия была нужна один раз. Ее нужно было серьезно подготовить. Требование одно: кто не захотел сдаваться, тот свой выбор сделал. И других подходов быть не может. Мне не понятно, почему, амнистируя боевика, ему тут же дают в руки оружие. Допустим, он кровь российских солдат не проливал, хотя не всегда это проверишь. Но почему он должен сегодня служить в милиции или в охране и ходить с автоматом? Почему он не идет в поле работать, не идет восстанавливать завод или фабрику, не строит жилье, в конце концов? Значит, это кому-то нужно? - Вы можете дать развернутый прогноз: что в Чечне будет дальше? Через три месяца, через год? - Сегодня там существует несколько примерно равных по силам группировок, которые будут бороться за власть. Причем, независимо от того, кто именно будет избран на пост президента 29 августа. Кого бы ни избрали, борьба будет только усугубляться. В этом нет ничего удивительного. Удивительно другое. Почему кто-то думал, что когда начнется вот этот период борьбы за власть, Москва сможет управлять ситуацией? Хотя мы для этого не имеем практически ничего. Сегодня там минимальный оперативный состав, там практически отсутствует агентура, там к минимуму сведена роль подразделений федеральных войск. По отношению к ним в последнее время проводилась такая политика: сидеть в военных городках, не высовываться и всего лишь обозначать видимость российского присутствия в Чечне. - Кто же заставляет наших солдат "не высовываться"? Боевики? - Боевики и те силы, которые за ними стоят. Их задача всегда была: добиться вывода российских войск, добиться максимальной финансовой автономии, управлять самыми ликвидными "кусками" собственности - нефть, энергетика. Или вот получение компенсаций за разрушенное жилье. Почему не построить дома на эти деньги? Там 20 миллиардов рублей, - построить и заселить всех нуждающихся. Какая проблема? Кто придумал выдавать деньги на руки, зачем? - А вы знаете, кто это придумал? - Одни и те же люди. - Вы не хотите их называть? - Это ничего не изменит. - Почему их "придумками" руководствуются в Кремле? - Потому что они интегрированы в структуры исполнительной власти, в их руках сосредоточены значительные финансовые ресурсы. Их люди год за годом расставлялись на свои места. Это только кажется, что если произошла замена ключевых фигур в российской власти, то и все остальные фигуры на поле должны поменяться. Ничего подобного. - Получается, что эти люди обладают невиданным влиянием. Ведь Путин хочет нормализации обстановки в Чечне. Настойчиво проводит эту линию… Какие же это могучие силы стоят на пути у президента? - Можно силы назвать могучими. А можно еще другие причины называть…. Несвоевременно это будет с моей стороны. Есть разные точки зрения, разные подходы. Я абсолютно точно знаю, что иные точки зрения докладываются президенту и обсуждаются. По каким причинам они не воспринимаются, мне судить трудно. Кому доверить Чечню - Все признают, что масштабы расхищения и нецелевого использования средств, направляемых на восстановление Чечни, огромны. Этих денег, наверное, многим хватает. То есть экономическая подоплека "непростого процесса урегулирования" лежит где-то здесь? - В Чечню действительно идут огромные бюджетные средства, просто несоизмеримые с финансированием других регионов, но совершенно бесконтрольные. Это может привести к очередному очень серьезному противостоянию. Слишком большие деньги на кону. Будет конфликт либо внутри чеченских группировок, либо конфликт нескольких объединившихся группировок с федеральными силами. Мы по сути дела целиком финансируем республику, объем выделяемых средств по сравнению, например, с Ивановской или Владимирской областью кратно больший, а в Чечне нет казначейства. Чеченское казначейство находится в Москве. Дирекция чеченского Госснаба находится в Москве. Чеченское правительство сегодня федеральной властью не контролируется. Ни один федеральный чиновник ответственности за работу этого правительства не несет. Нам присылают отчеты, в которых все хорошо, и мы радостно рапортуем, что у нас проложены трубопроводы, восстановлены дороги и так далее. Потом летим туда и видим, что с вертолета это выглядит иначе. - Вы недавно сказали, что президентом Чечни должен быть человек, который знает ситуацию в республике, знает людей, но при этом не связан родственными и тейповыми отношениями. То есть не чеченец. - Нужно найти схему управления, которая позволит на какой-то период - и довольно продолжительный - стабилизировать ситуацию. Необходимо время - пять-десять лет - чтобы подготовить класс местных гражданских управленцев, которые не связаны кровной местью со своими соотечественниками. Иначе мы никогда не выберемся из этой мясорубки. -Вы знаете такого человека? - Я знаю даже несколько таких людей. Это должен быть опытный российский администратор с мощной командой и серьезной поддержкой федерального центра. Надо сформировать государственный аппарат без всякой оглядки на национальную принадлежность и начать разбираться по всем направлениям: кто боевик - кто не боевик, кто может заниматься восстановлением и работой с отпущенными деньгами, какие объекты надо восстанавливать, как контролировать восстановление этих объектов. Когда вот этот пласт мы отработаем, тогда, наверное, можно будет говорить, что теперь пора проводить выборы президента, пусть выбирают чеченца. Хотя нужно помнить, что в советские времена первым секретарем Чечено-Ингушского обкома партии всегда был русский. А второй был национальный кадр. Это ведь тоже было не случайно, это тоже было исторически обоснованно и выстрадано. - В Кремле знают о ваших предложениях? - Разумеется. Беседу вел Виктор ШАЦКИХ Постскриптум Пряник, кнут и граница Есть три варианта нашей политики в Чечне Ставка на деньги Первый - тот, что реализуется сегодня: опираться на "лояльную" местную элиту, выделять больше бюджетных средств, сокращать военное присутствие. Логика: мы даем чеченцам деньги, власть, а они сами "замочат" боевиков и наведут порядок. Однако порядка нет, деньги уходят непонятно куда, наших солдат каждый день обстреливают и взрывают, а под носом у остающихся федеральных сил формируется своя "национальная армия". Местная элита - при всей ее внешней лояльности и горячей любви к России - запрашивает у Москвы невиданные полномочия - распоряжаться всеми природными ресурсами и печатать собственные деньги. Москва не согласна - есть повод для недовольства. Благие намерения Центра оборачиваются угрозой нового конфликта. Ставка на силу Второй вариант - тот, что предлагает Михаил Бабич: резко увеличить роль центральной власти, назначить наместника президента, сформировать новую управленческую команду. Логика: полностью владея инициативой, Москва не задабривает, а сама создает из местных кадров новую управленческую элиту, выстраивает эффективно работающие механизмы управления и контроля. Но и это может оказаться иллюзией. Чечня и после войны - не тот податливый материал, из которого за пять-десять лет может получиться "цивилизованная модель". Традиционные связи окажутся сильнее всех "профессиональных" подходов, которые принесет с собой назначенный из Центра генерал-губернатор. Недовольные местные элиты сплотятся в тайном или открытом противостоянии чуждой для них власти. И тогда - новая война. Ставка на выбор До сих пор Центр ставил вопрос так: или вы с нами (и тогда мы вам даем деньги) или вы против нас (и тогда мы вас "мочим"). Естественной реакцией на такой "выбор" стала двойная игра: днем мы с вами, а ночью - против вас. Когда можно получить деньги - мы с вами, а когда кто-то пытается проводить здесь свою политику - мы против. "Не сработался" Бабич, чуть не отравили Попова. А что, если предоставить чеченцам не лукавую игру, а реальный выбор? Пусть определяются - в какой стране они хотят жить. Провести границу будет не трудно: равнинную часть Чечни объединить с Ингушетией, а горную, мятежную часть - отрезать технически оснащенной границей. Длина такого кордона составит около 600 километров. Граница должна быть железобетонной, чтоб муха не пролетела. Мертвая зона для боевиков, цепь из блокпостов, постоянный контроль с воздуха, использование радиоэлектронной разведки, минирование отдельных участков. Стоимость такой границы, по расчетам специалистов, составит около 200 тысяч долларов за каждый километр. Всего - 120 миллионов долларов, в десятки раз меньше, чем потребует "обустройство" единой Чечни. Пусть народ скажет У нас демократия (то есть власть народа), при которой народ ни о чем не спрашивают. Давали Дудаеву оружие и деньги - кто нас спросил? Потом начали с ним войну - опять сверху, ни с кем не советуясь. Потом позорный мир. Потом опять война. Сейчас даем деньги клану Кадырова. Давать придется долго - собирая, как при татаро-монголах, дань со всей России. И снова "глас народа" никого не интересует. Объявить референдум о судьбе Чечни? Посоветоваться с гражданами - теми, чьи налоги уходят и на армию, и на "восстановление"? Надо, но если сам Центр этого не захочет - никто не заставит. Новый, недавно принятый закон "О референдуме" не оставил шансов на то, что кто-то, кроме Кремля, может инициировать всенародный опрос. Собрать два миллиона подписей за полтора месяца - кому, кроме власти, это по силам? Остается надеяться на здравый смысл президента Путина. Война в Чечне помогла ему утвердиться во власти. Но сегодня Путину как никогда нужен мир. И если для такого мира потребуются принципиально новые политические решения - Путин должен заручиться поддержкой большинства россиян. Борис ШИРОКОВ.
При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.
|
|