09:50-20.07.2004
Бензиновый сговор Каждое лето в стране катастрофически растут цены на бензин. Не важно, кто президент, кто премьер, какая у нас Дума – красная или единая, при любой власти Россия стоит на коленях перед нефтяными баронами. Капиталистическое Отечество в опасности! Не важно, кто президент, кто премьер, какие задачи ставят в Кремле, какие утверждают программы, какие законы принимает Дума – важно, что каждый отпускной сезон отмечен для населения мрачными новостями с автозаправок. Дикая вольница Этот год, несмотря на изобилие нефти, рост ВВП, испуг олигархов, свою в доску Думу – словом, несмотря на всю нашу “сильную власть”, – не стал исключением. С января цены на бензин выросли почти на 30 процентов. В Москве литр хорошего топлива подбирается к 15 рублям. Кое-где и того больше: в Салехарде 95-й продается уже по 17 рублей за литр, в Бурятии – 15.50, в Якутии 15 рублей 45 копеек. Люди невысокого достатка (а таких в России добрых две трети населения) боятся сесть за руль – слишком дорогое удовольствие. В ряде регионов отмечено снижение спроса на бензин – верный признак того, что теперь-то уж цены точно тормознутся. Иначе у нас не бывает. Задираем, пока потребитель не крякнет. Топливо будет стоить столько, сколько мы за него в состоянии заплатить. Во всем мире бензиновые цены регулируются государством. Джордж Буш, конечно, не диктует американским АЗС, но там чиновники строго следят, чтобы ни один субъект рынка не смог захватить рынок и просто так, из спекулятивных соображений взгреть свои расценки. На баклажаны и панамки от солнца – сколько хочешь повышай и сиди, жди, пока купят, а с топливом будь аккуратен, потому что от него зависят все остальные цены и состояние экономики в целом. Наша страна на фоне такого “управляемого либерализма” выглядит дикой степной вольницей. 70 процентов топливного рынка поделили между собой несколько крупнейших компаний – ЮКОС, ЛУКОЙЛ, Сургутнефть, Сибнефть, ТНК. Территориальные сферы влияния распределены – в каждом регионе якобы “конкурируют” две-три компании, которым ничего стоит между собой устно договориться. В одно прекрасное утро потребитель с удивлением обнаруживает, что все АЗС как по команде подняли цены до одного уровня. Почему? Потому что возрос спрос. Лето, все куда-то едут, уборочная страда, разгар строительных и дорожных работ. Как тут не воспользоваться моментом и не погреть руки? Это как с ценами на фрукты накануне Нового года – вечером 31 декабря они достигают своего максимума, чтобы любители свеженького могли как следует раскошелиться. Разница только в том, что без персиков в новогоднюю ночь можно обойтись, а без бензина во время уборки зерновых – никак. И пусть Владимир Владимирович ведет нас к победе ВВП, а Греф ломает голову над тем, как ему по минимуму посчитать бурлящую инфляцию. Нефтяные монополии лучше всех знают, как надо управлять государством. У них свои люди в Кремле, Госдуме, свои губернаторы, свои суды, прокуроры, эксперты и законы. Можно судиться с Путиным, Фрадковым, Кофи Аннаном, а к этим серьезным людям не подступиться – за десять лет антимонопольному ведомству лишь трижды удалось доказать в суде сговор бензиновых королей. Впрочем, наши антимонополисты, мягко говоря, не очень-то и старались. Зачем рисковать, бодаясь с сильными мира сего? Спокойнее и сытнее жить с олигархами в трогательном согласии. “Бороться с нефтяниками нам было небезопасно”, - признает в “Российской газете” новый руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев. Риск действительно есть: начинаешь выяснять, из какого места растут цены, – поневоле приходится докапываться до того, кто владелец той или иной компании. А это в России страшная тайна за семью печатями. Вроде много субъектов на рынке, а кто за ними стоит, кто дергает ценовые ниточки – не известно. Порой кажется: конкурируют две компании, а посмотришь ближе – битва нанайских мальчиков, потому что хозяева у них одни и те же. Артемьев обещает “выявлять реальных собственников”. На этот счет есть большие опасения – владельцы заводов, газет, пароходов в нашей стране страшно не любят светиться. Хрестоматийный пример: когда у супербассейна “Трансвааль” съехала крыша, власти почти месяц не могли отыскать собственников этого уникального заведения. С чего бы такая скромность? Наверное, от того, что вопрос – кто владелец? – неизбежно смыкается с другим, менее приятным: “С кого спрашивать (за уклонение от налогов, вздутые цены и проч.)?” Раскрытие частной финансовой жизни порой обходится чрезвычайно дорого, достаточно вспомнить трагический пример Пола Хлебникова. Чудеса еще встречаются 15 рублей за литр - это значит, что цены на топливо у нас сравнялись с американскими. С той разницей, что в США минимальная оплата 6 долларов в час, а у нас – в неделю. В стоимости американского бензина “сидит” высокооплачиваемый труд местных пролетариев: от 4 тысяч долларов в месяц и выше. В наших ценах “сидит” дикий спекулятивный навар нефтяных монополистов. Зарплату они назначают российскую, а цены с потребителей дерут как в США. При этом следуют высокоумные ссылки на “мировую конъюнктуру”. Странная, однако, конъюнктура, которая несказанно обогащает одних и раздевает всех остальных. Для нефтяных магнатов внутренние и внешние цены на сырье – две ставки в одной азартной игре. Как только растут внешние цены – нефть гонят за рубеж, создавая дефицит на внутреннем рынке. В этом году добыча нефти в России увеличилась на 10 процентов, а экспорт – на 22 процента! Более 120 миллионов тонн наши компании переправили за границу. Одновременно загрузка российских нефтеперерабатывающих заводов сократилась на 6 процентов. Получается, наши заводы простаивают из-за нехватки сырья, а сырая нефть тем временем отгружается в дальнее зарубежье. В Ставрополье запасов топлива – на три дня, уборка богатого урожая – под угрозой срыва. Объем грузоперевозок, автомобильный парк, промышленное производство в целом, - все в России стремительно растет, а бензина производится все меньше. Что за чудеса? Все просто: олигархи гнут экономику через колено. По их логике, внутренние цены должны соответствовать внешним. Если бензин дорожает в Германии и Америке – пусть дорожает и у нас, иначе в России им торговать “не выгодно”. Если завтра мировые цены на нефть резко упадут – потоки переменят направление и наши нефтеперегонные заводы начнут работать с полной загрузкой. Особая тема: что на самом деле более выгодно - вывозить сырую нефть или перерабатывать ее и продавать топливо внутри России. Считается, что вывоз сырья – самое милое дело. Однако государство устанавливает солидные таможенные пошлины и изымает немалую часть официального “навара”. И все же экспортеры не в убытке: поставки в дальние страны позволяют играть с ценами и оставлять часть выручки на зарубежных валютных счетах. На бумаге барыш невелик, но есть скрытые резервы. Компания может продавать сырье своей зарубежной “дочке” по заниженным, внутрикорпоративным ценам. Отсюда – миллиарды долларов, которые перетекли из нашей экономики в швейцарские банки. С бензином так не получается – здесь все операции сосредоточены в России и проконтролировать их легче. ФАС! Как бороться с монополистами? Можно как на Украине – там недавно фактически вернулись к госрегулированию цен на бензин: решением правительства запретили производителям их повышать. Можно поднатужиться и в пику олигархам-частникам учредить государственную нефтяную компанию, которая создаст реальную конкуренцию для нынешних монополистов. Но самое цивилизованное (и трудоемкое) - обнаруживать и пресекать сговоры монополистов. Тут у нас поле непаханое. До сих пор антимонопольная служба была скорее декорацией на службе у олигархов. Ни ресурсов, ни рычагов, ни реальной власти. В США антимонопольное законодательство – десятки томов, у нас пока один невразумительный закон. Там штрафы за нарушение – сотни миллионов долларов, у нас максимум 50 тысяч. Там в бюджет нужно вернуть троекратную сумму ущерба – у нас лишь то, что бюджет потерял. Там недобросовестного конкурента можно разорить судебными исками, у нас к нему не подступишься – все схвачено, везде проплачено. Каков результат? Россия стоит на коленях перед нефтяными баронами. У них на поводу идут все, причем многие чиновники и депутаты оправдывают рост цен, поскольку сами замкнуты на нефтяных интересах. Нефтедоллары питают помпезные мероприятия, проекты, фонды, а главное – избирательные кампании. Как тут сказать слово поперек тех, кто платит за приятную музыку? Попробуйте стянуть булку из супермаркета – за вас возьмется местная охрана, а потом милиция. Вооруженные люди проводят вас куда следует – вы замахнулись на частную собственность ценой девять рублей. Нефтяные монополисты выкачивают из наших карманов миллиарды, и никто ничего не может поделать, потому что единственный борец с ними – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – это не силовая структура, у нее нет ни оружия, ни спецсредств, ни службы безопасности. В суде она не в состоянии доказать факт сговора, для этого надо как минимум установить “прослушку” и записать беседу руководителей двух компаний. По долгу службы наши антимонополисты должны замахнуться на огромные прибыли, на систему, которая складывалась многие годы, на людей, которые будут отчаянно воевать за сохранение своей власти. Это только герои Стивена Сигала эффектно побеждают в одиночку. Для укрощения монополистов в России не поможет никакой ФАС, пока не будет проявлена твердая политическая воля на самом верху. Сергей ПАВЛЕНКОВ.
При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.
|
|