17:22-30.08.2004
Сокровенный человек "Солярис", "Зеркало", "Сталкер"... Начиная с "Рублева", он снимался во всех фильмах Тарковского, за исключением двух последних: в них не мог играть уже по состоянию здоровья. Анатолий Солоницын умер от рака легких в 1982 году. За год до смерти ему присвоили звание заслуженного артиста России. Анатолий Солоницын — актер, сыгравший не только Андрея Рублева, но и десятки прекрасных ролей в картинах, ставших классикой кинематографа. Но почему-то не хочется перечислять названия фильмов, хочется просто процитировать режиссера Вадима Абдрашитова: «Есть актеры, которым не нужно давать тест на кинопробах, а только поставить перед ними свечу — и пусть человек смотрит и думает, и можно будет сразу понять, сделает он эту роль или нет...» 30 августа Анатолию Алексеевичу исполнилось бы 70 лет. В ГИТИСе трижды отвергали «ввиду профнепригодности» Свою самую первую кинороль Солоницын сыграл у Глеба Панфилова в «Деле Курта Клаузевица». — Я увидел Толю совершенно случайно в холле Cвердловского телевидения, в группе молодых людей. Он был тогда начинающим актером Свердловского драмтеатра. Я предложил: «Хочешь сниматься в кино?» Он сказал: «Хочу». Потом прочел сценарий — и перезвонил: «Очень хочу...» «Дело Курта Клаузевица» вышло на экраны в 1964-м. А год спустя журнал «Искусство кино» опубликовал сценарий Тарковского и Кончаловского «Андрей Рублев»: Солоницын прочел — и буквально заболел ролью Рублева. Как раз в то время Панфилов уезжал на Высшие режиссерские курсы в Москву. — Толя попросил: увидишь Тарковского — скажи ему про меня, — вспоминает Глеб Анатольевич. — Я-то не имел ни малейшего представления, встречусь ли вообще с Тарковским. Это было как в сказке: «увидишь — скажи»... Но именно так все и получилось — неожиданно меня познакомили с Тарковским, я показал несколько Толиных фотографий, и Андрея словно приворожило: «Какие глаза, какой взгляд!..» Солоницына тотчас вызвали в Москву. Андрей утвердил Толю после первой же пробы, он почувствовал его, поверил в него, отстоял неизвестного провинциального актера перед всеми худсоветами, даром что на главную роль прочили Станислава Любшина. Потом были «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»... Начиная с «Рублева», Солоницын снимался во всех фильмах Тарковского, за исключением двух последних: в них не мог играть уже по состоянию здоровья. Хотя общеизвестно: главную роль в «Ностальгии» Тарковский писал специально для Солоницына. По воспоминаниям друзей, Анатолий Алексеевич плакал, когда вынужден был отказаться от съемок у любимого режиссера. С легкой руки Тарковского он стал одним из самых востребованных актеров страны. За 47 лет жизни сыграл 46 ролей в кино, несколько десятков ролей в театре. Его снимали Михалков, Абдрашитов, Панфилов, Губенко, Герман, Шепитько, Алов и Наумов, Климов, Зархи... А ведь было время, когда Солоницын трижды штурмовал ГИТИС — и трижды оказывался отвергнутым. Почему? Формулировка невероятна: «ввиду профнепригодности»! После третьего провала он чувствовал себя уже совершенно уничтоженным — спасла поддержка брата: тот посоветовал поступить в студию при Свердловском драмтеатре. Поступил. Отучился на «отлично». — Незадолго до смерти, подытоживая сделанное, Толя вспоминал: «Может, оттого, что я так трудно и долго поступал, у меня не было другого желания, кроме одного — стать не просто актером, а стать очень хорошим актером», — рассказывает брат артиста, писатель Алексей Алексеевич Солоницын. — А еще Толя говорил, что нигде не мог бы принести так много пользы людям, как в актерстве. Флиртовать не умел, зато любил — отчаянно Это неправда, что Солоницын был неустроен в быту и несчастлив в личной жизни. Хотя часто пишут именно так. — С моей мамой (Ларисой Сысоевой, искусствоведом. — Ред.) папа прожил пятнадцать лет, — вспоминает дочь актера Лариса Солоницына. — Уже и мамы нет в живых, но сохранились их дневники, переписка родителей: настоящий роман в письмах, на десяти—двадцати страницах каждое — с выяснением отношений, взаимными прощениями, жалобами, упреками. Их любовь была бурной, нервной, но главное — была! Почему разошлись? Иные вещи необъяснимы: нужно говорить или много, или ничего. Одно знаю точно: другой такой же большой любви в жизни моей мамы не случилось... После развода жена и дочь остались в Ленинграде, Солоницын уехал в Москву. Через некоторое время женился вновь: избранница Светлана была вдвое моложе, работала гримером на «Мосфильме». Жить стали в маленькой квартирке Светланы в Люберцах. — Я не даю интервью. И не хожу ни на какие встречи, посвященные Толиной памяти. Я не могу даже смотреть фильмы с его участием, — вот и все, что сказала нам Светлана Евгеньевна. — Она любила отца без памяти, только что не молилась на него, и до сих пор продолжает любить, — высказала свое мнение Лариса Солоницына. — Я знаю по рассказам друзей: когда отец умер, нервы у Светланы были на пределе. В какой-то момент она упала и едва не умерла неизвестно отчего. Едва откачали... Светлана родила Анатолию Алексеевичу сына. В честь брата назвали Алексеем. Солоницын обожал и малыша, и дочку Ларису — и в отцовстве он также, безусловно, был счастлив. — А что это за растиражированная фраза из дневника: «Женщины любили меня не более трех месяцев»? — Пожалуй, многие поклонницы были не прочь завести роман со знаменитым артистом, — предполагает Лариса. — Однако отец был человеком сложным, думающим, глубоким... Вероятно, дамы не находили в нем того, что искали, вот и все объяснение. Что же касается быта... По меркам дня сегодняшнего Солоницын жил более чем скромно. А по критериям советского времени — как все. Да, после мирового триумфа «Рублева» иностранцы забрасывали Тарковского вопросами: «Какого типа женщин предпочитает Солоницын? Сколько вилл и где имеет?» А Солоницын тем временем снимал углы по разным городам России — но не терзался и проблем из этого не делал. По сравнению с творчеством все для него было вторично. — Ради интересной роли в театре отец, не задумываясь, переезжал из города в город, — вспоминает Лариса Солоницына. — К примеру, режиссер Сагальчик пригласил его в новосибирский театр «Красный факел» сыграть Годунова — и отец немедленно помчался. Потом тот же Сагальчик позвал его в Таллин исполнить главную роль в пьесе «Тот, кто получает пощечины». Мы колесили по всей стране. Ездили семьей, и в каждом временном жилище мама обязательно создавала домашнюю атмосферу. А уж когда получили постоянную квартиру в Ленинграде, она сумела сделать из нее настоящее гнездышко. Людям нравилось у нас — гости не переводились, и душой любой компании был папа. Он сыпал анекдотами, дурачился, искрил, мог разговаривать с друзьями ночи напролет. В основном, конечно, о работе... У него было немало преданных друзей, и он умел дружить. Его называли «сокровенным человеком». И любили. Очень. Вживаясь в роль, мог решиться на пластическкую операцию Сейчас брат актера Алексей готовится снять фильм «Захарова тропа». О роде Солоницыных. Начиная с прадеда Захара, весьма знаменитого нижегородского иконописца и летописца. По преданию, Захар единолично, топором проложил сквозь лес дорогу к храму — ее так и называли «Захарова тропа». Тот же путь к Богу в сердцах многих проложил и Андрей Рублев, сыгранный Солоницыным. — Верующими мы были всегда, но стихийно верующими, — рассказывает Алексей Алексеевич Солоницын. — А осознанной вера стала после «Рублева». Сама личность иконописца, его работы, живопись Феофана Грека, Даниила Черного, пребывание в храмах сильно повлияли на Анатолия. Он не был в партии, крест носил постоянно. Я даже боялся, что это может повредить ему в работе. — Толя был сильным человеком, — вспоминает Глеб Панфилов. — Он всегда мог постоять за себя, иной раз даже с помощью кулаков. Не был он рафинированным интеллигентом — как-никак до поступления в театральное поработал и слесарем, и геологом. — Не знаю, мог ли отец реально поколотить какого-нибудь обидчика... Если только по молодости, — размышляет Лариса Солоницына. — Но точно помню, как кто-то из друзей сравнил его с князем Мышкиным: тяжело обидеть человека, который от тебя этого не ждет, понимаете?.. Несмотря ни на какие разочарования, отец никогда не озлоблялся и не отгораживался от мира, он его искренне, полностью принимал — и может быть, это останавливало людей в большей степени, чем открытая сила... Солоницын был очень уважаем в мире кино. Он осуществил свою мечту, реализовавшись в профессии, хотя самому всегда казалось: мало сделал, надо еще! — Он работал истово, — рассказывает театральный режиссер Арсений Сагальчик. — Репетировал много, с наслаждением. В коллективе сразу становился лидером: спорил, предлагал, отстаивал свое видение роли. Даже на прогулках — а гулять Толя очень любил — он говорил только о работе. Вживался в роль на сто процентов! Знаете историю с пластической операцией ради роли Достоевского? Это не легенда. Тарковский действительно собирался ставить на телевидении «Идиота», и рассказчиком в фильме должен был выступить сам Достоевский. Так ради внешнего сходства Солоницын совсем было собрался сделать пластическую операцию, но Тарковский запретил, да и проект не реализовался... Анатолий Солоницын умер от рака легких в 1982 году. За год до смерти ему присвоили звание заслуженного артиста России. Тогда же на западноберлинском фестивале присудили приз за лучшую мужскую роль — кстати, Достоевского в фильме Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского»... Похоронен Солоницын в Москве, на Ваганьковском кладбище. Его могилу не спутать ни с какой другой: стройный, как свечечка, монах в белом одеянии под символическим сводом храма. "Собеседник"
При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.
|
|