16:42-07.04.2004
Под колесом смерти На дорогах россиян гибнет больше, чем на войне. В среду - Всемирный день здоровья, который на этот раз проходит под девизом "Безопасность на дорогах". В Европе к нему приурочена еще и неделя безопасности - в странах ЕЭС проходят национальные кампании с общей целью и общим лозунгом. На сей раз это борьба против "агрессивного поведения" на дорогах, а ее лозунг: "Уважение - это безопасность", хотя европейские дороги по сравнению с нашими - образец благопристойности и безопасности. И тем не менее там проблемой озабочены политики, депутаты, лидеры стран и общество в целом. И только в России никакой такой кампании не предвидится, а безопасностью и уважением на дорогах озабочена разве что ГИБДД. Агрессивное поведение на дорогах у нас уже стало нормой. Чем бы это ни объяснялось - личными проблемами, нехваткой времени, использованием сотовых телефонов во время вождения, употреблением алкоголя или наркотиков либо просто неуважительным отношением к другим водителям - результат, как правило, один: аварии, травмы, а то и гибель людей. Принято считать, что безопасность на дорогах - это забота инспекторов дорожного движения да заводов - производителей автомобилей. Но на самом деле это не так. Гибель людей на дорогах, от травм, несчастных случаев, отравлений, убийств и самоубийств все последние годы занимает третье место среди причин преждевременной смертности в стране, а в некоторые годы выходит и на второе место. Уже поэтому она становится вопросом государственной важности. Но если снижением смертности от сердечно-сосудистых болезней и рака худо-бедно занимаются Минздрав и региональные системы здравоохранения, то трагической гибелью под колесами или на колесах - только МВД. - Сверхсмертность россиян - это феномен не только медицинский, но и социальный, - считает доктор экономических наук Анатолий Вишневский, руководитель Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. - У нас на дорогах гибнет больше людей, чем в довольно серьезной войне, и мы ничего не делаем, чтобы решить эту проблему. Мы много говорим о недопустимо низкой средней продолжительности жизни в России. Сугубо медицинские программы сокращения смертности или профилактики каких-то заболеваний, безусловно, необходимы, но решение проблемы лежит не здесь. Если мы хотя бы вдвое снизим смертность от так называемых внешних причин (аварий, травм, отравлений, убийств и самоубийств) - результат будет сразу заметен. Но для этого нужны усилия и власти, и общества, и науки в целом. Нужна, если хотите, другая философия жизни. На Западе нас удивляет, как люди законопослушны, как соблюдают, скажем, правила уличного движения, мы их за это даже слегка презираем. На деле же в этом проявляется более зрелое понимание ценности жизни, которую нельзя подвергать напрасной опасности. Первые признаки того, что власть обеспокоена, появились совсем недавно. В Нальчике состоялось совещание руководителей служб здравоохранения Южного федерального округа, лидирующего по числу смертей на дорогах. - У нас больше всех в мире жертв дорожно-транспортных происшествий, - заявил на совещании замминистра здравоохранения РФ Виктор Корбут. - И только 20% пострадавших получают помощь своевременно - на месте происшествия или по пути в больницу. С этим положением нельзя больше мириться. На каждом километре дороги стоит автозаправка, там есть кафе, магазин, но нигде нет медпункта. Надо обязывать владельцев АЗС оснащать медпункты. Возможно, от благих планов на этот раз чиновники перейдут к реальному решению реальной проблемы, и тогда позорящая страну статистика дорожно-транспортных происшествий станет улучшаться. Правда, для этого потребуются еще и многолетняя работа с населением, обучение детей, воспитание культуры поведения на дорогах, а еще и деньги на все это. До таких светлых мыслей дело пока не дошло. Возможно, просто времени не хватило. Под колесом смерти По данным ВОЗ, на дорогах мира ежегодно погибает или получает серьезные травмы около 20 млн человек, экономический ущерб превышает $500 млрд. В России, по официальным данным МВД РФ, ежегодно регистрируется около 204 тысяч аварий, ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает $2 млрд. По данным Минздрава, в 2003 году на дорогах погибла 41 тысяча человек. Еще около 250 тысяч получили травмы различной тяжести, многие остались инвалидами. Аварийность на дорогах растет на 8-10% в год, а в некоторых регионах (например, в Южном федеральном округе) количество погибших в автомобильных авариях в прошлом году увеличилось на 30%. Эти цифры ставят Россию в ряд самых неблагополучных стран мира в решении проблем безопасности на дорогах. Среди основных причин ДТП специалисты называют превышение скорости, выезд на встречную полосу для обгона, алкогольное опьянение, плохие навыки вождения у начинающих водителей. Каждое третье происшествие случается по вине пешеходов. По данным председателя совета "Движение пешеходов России" Сергея Мстиславского, ежегодно в России погибает около 14 тысяч пешеходов (41,9% всех погибших в ДТП). Это сопоставимо с потерями России в войне в Афганистане и в 2-7 раз больше, чем в развитых странах, где плотность автомобильного парка несравнима с российской. С начала этого года на наших дорогах произошло уже более 21,5 тысячи аварий - на 9% больше, чем в прошлом году. В них погибло более 3500 и пострадало свыше 25 тысяч человек. Известия
При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.
|
|