12:33-07.09.2004
Эпизодическая любовница Ее хотели все. И в фильмах, и наяву. А тащили на эпизоды. Она была женщиной Фокса в "Месте встречи...", начальницей гарема в "Белом солнце...", любовницей генерала Чарноты в "Беге". В жизни дамы скрежетали зубами, пока их мужья теряли головы от нее. Разлучница, которая всегда была вне конкуренции... ...Сидим в ее гримерке театра “На Литейном” за час до спектакля. Татьяна Ткач курит сигарету за сигаретой, явно не поспевая мыслями за темпом беседы. Чувствуешь себя убийцей. — Татьяна Дмитриевна, вы из БДТ в свое время тоже ушли из-за мужчины? — А как вы думаете? Естественно. Причем из-за самого главного! Лучшего режиссера первого театра страны. Нет, с Гогой Товстоноговым всегда было непросто. Но после одной его фразы путь в БДТ был мне заказан. — Что за фраза? — “Таня! Вы что думаете, я вас взял потому, что вы мне нужны как актриса, а не как женщина?” — Он что, домогался вас? — Товстоногов? Очень долго ухаживал. Искренне был влюблен. Предлагал руку и сердце... Официально! — Так почему же? Такие дивиденды могло бы принести... — Но мне же нравился совсем другой мужчина! И с Георгием Александровичем не о чем было говорить. Я все думала тогда: “Бог мой! Я так самодостаточна, мой путь актрисы столь прозрачен, что мне не нужно пробивать себе дорогу через интимные отношения... Ни за что!” А все-таки жаль его. Как-то странно складывалась его личная жизнь. — А себя не жаль: лишились театра... — (Смеется.) Помню, шутка такая ходила: “Вместо одного мастера — Дорониной — взяли трех подмастерьев: Плотникову, Сапожникову и Ткач. Но они все равно не смогли заменить мастера!” Скажу честно: после БДТ все стало неинтересно. Хотя еще было кино... Мужчины-перчатки Мужчин в ее жизни — не счесть. От самых рядовых, непритязательных вплоть до Собчака, водившего с Таней Ткач тесную дружбу. Или Павла Луспекаева — любимого народом Верещагина в “Белом солнце пустыни”... — У него же никотиновая гангрена была, одни только пятки оставались. Фурцева помогла ему лекарство дорогущее достать, раны стали заживляться, а потом еще одну операцию сделали — поставили протезики. Он в “Белом солнце” с таким трудом снимался! Не хотел ни с палкой ходить, ни на костылях. Мужественный человек. И это он настоял, чтобы я играла у Мотыля. Сказал ультимативно: “Не буду сниматься, если не поедет Татьяна Ткач!” Режиссер Мотыль, не зная, что и делать, взял меня, никому не известную, на роль главной жены гарема. Я спрашиваю: “А где же сценарий?” — “Нет никакого сценария. Есть гарем. И все!” — Совсем крохотная роль... — Она больше была. Ведь предполагалось “Белое солнце” на две серии растянуть, но, думаю, фильм потерял бы... Опять сигарета. Женщина, жалящая шармом до своего последнего часа. Пальцами тушит окурок... — Я никогда не прячу свои лета... Хотя, не скрою, 50 казались катастрофой. А сейчас уже все равно. Не мое амплуа — делать себе подтяжки. Я же не на эстраде. Драматическая актриса должна играть только свой возраст. Как Анна Маньяни говорила: “Каждая морщина мне слишком дорого досталась...” — Каково было всю жизнь прожить красивой женщиной, да еще и достоверно об этом знать? — Красота — это норма. Идешь по улице, а на тебя все смотрят — дети, старики... Но настает время, и смотреть перестают. А ты себе голову ломаешь: что же произошло с людьми?! Однажды знакомая художница подарила мне замшевую накидку: на груди вышита лиса, по плечам разбросаны осенние листья на черном фоне, на спине же — селезень... Чрезвычайно экстравагантная вещь! И... — Все равно не смотрят? — Нет. Что им еще нужно? Обидно же... — Но, конечно, ваша внешность предопределила все киношные роли... — Думаю, да. Скажем, есть семейный треугольник: муж, жена и разлучница. Значит, я сыграю разлучницу. — А в жизни? — Ничего подобного: глубоко несчастный человек!.. — Вы лукавите. Не поверю, чтобы когда-либо вас бросали мужчины. — Нонсенс. Никто. Никогда. А вот я бросала. И очень многих. Может, это грех... Если всех не бросать, что же это тогда было бы? У нас же не предусмотрен “гарем наоборот”! — То есть в какой-то момент это походило на гарем? — Ну, в общем, да... Даже Булгаков согласен ...Узнаваемость пришла к Татьяне после “Бега” Алова и Наумова. Ее тянули за обе руки показаться помрежу, искавшему девушку на Серафиму. Татьяна Дмитриевна возмутилась: “Какая я, к черту, Серафима!” Но к помрежу пошла... — Помню, лил дождь, волосы мокрые, да еще и пальто на мне это кожаное... Вхожу в номер к Терпсихоровой, а та вскрикивает: “Люська, боже мой! Живая Люська!” И тут же звонит Наумову, доложить, что Люська найдена. А в отборе актеров принимала участие Елена Сергеевна — вдова Булгакова. Она прошептала: “Пойду посоветуюсь с Мишей”. Потом возвращается: “Да. Миша сказал, что Люськой должна быть только Таня Ткач!” А ведь это подлинная история: была на свете такая Люська — губернаторская дочь, сбежавшая за генералом в лихолетье... — В общем, настоящая слава! — Мне думалось тогда, что звезды будут вечно светить. Как бы не так. Сложился стереотип “женщины в кожанке”. Это и стали предлагать... — А как же Говорухин с “Местом встречи”? — Он позвонил мне и сказал, что все хорошие роли уже разобраны: “Ну, есть одна наркоманка... Ты как? Я-то хочу, главное, тебя с Высоцким познакомить... Интересный он человек, друг мой”. — Он что, свести вас хотел? — Да нет. Просто хорошая компания складывалась... Казалось бы, что я там сыграла? Яркий эпизод, и все? А вот благодаря тому, что фильм получился народный, по этому эпизоду меня узнавали многие годы. Все мясники (одно время мясо было по талонам) отрезали мне вот такие окорока, приговаривая: “Привет от Фокса!” — Вам, кстати, нравится Фокс, то есть артист Белявский? — Он красивый, конечно. Но мы же с ним никогда не встречались — ни в кадре, ни в жизни. — Это фантастика... — Один-единственный раз на какой-то вечеринке издалека я взглянула на своего Фокса... Кто же Ткач замуж возьмет? Пусть Белявский, пусть Высоцкий. Но самым любимым мужчиной для Тани большой и Тани маленькой навсегда останется папа. — Он так просил, когда мне исполнилось 16, чтобы я продолжила его фамилию. Я визжала: “Папа! Ткач!!! Да замуж можно выйти только ради того, чтобы...” А потом папа умер. Попал в автокатастрофу под Новый год. Я дала слово сохранить фамилию. — В детстве вы не были гадким утенком? — Я в комсомол поступила благодаря перевесу в один голос: тринадцать девочек — “против”, четырнадцать мальчиков — “за”. Я привыкла к влюбленностям... И замуж выходила по любви. Причем без всякой рациональности от брака. Наоборот, теряла... Но, как мне казалось, приобретала любовь. — “Как казалось”? — Свою семейную чашу я испила сполна. 15 лет в одном браке, 15 — в другом. — Сейчас мужа нет? — Но это не является проблемой. Наслаждаюсь свободой... Много было трагедий и смертей. Мой второй муж — актер Вадик Ермолаев — умирал у меня на руках от рака... — А если бы он не умер, вы бы не расстались? — Наверное, нет. Так много общего у нас было. Представляете, мы с ним 13 лет были партнерами — просто партнерами, и не помышляли ни о каком браке! У меня семья, у него тоже... А потом возникла какая-то сумасшедшая страсть, и все полетело в тартарары. Сначала мы сознательно боролись со страстью: Вадик ушел в Театр Ленсовета, став партнером Лены Соловей, до ее отъезда в Америку. Но ничего не помогло. Невероятный случай. — И тогда вы бросили первого мужа... — Да, и родила Вадику ребенка: он настаивал, требовал, у него не было прежде детей... И опять жить негде, и опять размены квартир. Тяжелый момент. — Кстати, не боялись рожать? Говорят, женщина часто теряет красоту после родов. — Я считала, что сначала нужно сделать карьеру, а потом рожать детей. Да, боялась... Наташку (она нынче адвокат) родила в 30 лет, Русланчика в 38. — Они унаследовали ваш характер? — Какой именно? Вы вспоминаете мои роли — этакая “сильная женщина”? Но я очень мало соответствую играемым образам. Не выношу неурядиц. Знаете, иных конфликт заводит, они из него энергию черпают. А я не борец. Все двери всегда открывались сами, а когда не открывались, то не очень и надо было... Работы, например, никогда не искала. Наоборот, когда с ребенком нянчилась или разводом занималась, начинала придираться к каждому новому предложению: “а кто режиссер”, “а почему так далеко ехать”... — Сейчас не отказываетесь? — По семь сериалов в год — это говорит о чем-то? — И не ради денег? — Нет. Они-то как раз всегда у меня были. Королевой была. Королевой остается. Она не стала цеховой примадонной, хотя и народная артистка. Пусть другие женщины с горя, что Бог им не дал, покоряют вершины. Она уверенно пользуется тем, что имеет. Что ж, остается сожалеть, что не родился на четверть века раньше. Московский Комсомолец
При полной или частичной перепечатке ссылка на Sobkor.Ru обязательна.
|
|